Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года

Фото: Татьяна Столярова/ sb.by

В пятилетнем возрасте родители привели Романа в знаменитую на весь Минск изостудию Сергея Петровича Каткова. Однажды там снимали документальное кино. Выбрали самых привлекательных деток, поставили перед камерой и спросили: «Кто кем хочет стать?» Роман подумал и ответил: «Пастухом!»

Сегодня Роман Заслонов - известный художник, живет во Франции. Его картины находятся в музеях, выставляются на лучших площадках по всему миру, стоят очень дорого.

МЕЖДУ СЕНОЙ И СВИСЛОЧЬЮ

А начиналось все так. В конце 90–х, когда рухнул «железный занавес». В Минске стали появляться зарубежные коллекционеры, привлеченные нашим искусством. Они ходили по мастерским, знакомясь с художниками, скупали за смехотворные суммы работы наших мастеров. Некоторым предлагали выставиться в Европе.

После одной из зарубежных выставок Роман Заслонов получил приглашение от галереи поработать во Франции. Приглашение он принял, но гражданства не поменял. Уже двадцать лет живет и работает «на два дома» - между Сеной и Свислочью. Позиционирует себя белорусским художником.

Сидим в его минской мастерской, среди старых и новых картин, мольбертов, палитр, кистей и красок. Смеемся, вспоминая студенческие годы, и никак не можем начать серьезный разговор.

- Роман, как ты умудряешься жить на два дома?

- Трудно. Раньше я сюда приезжал на месяц, или два - отдыхать, а работал там. Теперь, так сложилось, что проекты, которые делаю здесь, цепляют следующие и остановиться невозможно. Если внимательно посчитать, то за последние года четыре я провел в Беларуси больше времени, чем во Франции.

Ритм жизни в Минске и в деревне под Парижем, где мы живем, разные. Здесь я городской житель, а там деревенский. Эти перемещения сложны и с точки зрения семейной жизни.
Жене все чаще приходится приезжать ко мне, оставляя дом. Но с другой стороны, у многих художников мастерские находятся в разных городах, странах и часто на разных континентах. А смена картинки при перемещении всегда идет на пользу. Если есть такая возможность, то почему ей не воспользоваться. Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!

Художник смеется и пьет минеральную воду из большой бутылки.

sv12-1810-kartina2-150.jpg

Фото: museum.by

ТЕРРИТОРИЯ ВИДЕО-АРТА

- В 2017 году твой арт-проект «Стол» представлял Беларусь на 57-й Венецианской бьеннале.

- Художник в молодые годы фантанирует и пишет очень много. С возрастом количество работ резко сокращается, а качество становится выше. Работ на рынке, как местном, так и мировом, становится меньше и меньше. В галерею, а иногда и напрямую ко мне, приходят заказчики говорят, что очень хотели бы приобрести что-то из давно написанного. Мне приходится делать авторское повторение. Признаюсь, что я этим стараюсь не злоупотреблять. Пишу, как правило, импровизацию.

- Твои картины после этого стали дороже. Добавило еще один нолик?

- Нет, не добавило. Во-первых, в Венеции я свою живопись не показывал, может быть и зря. Там была иная концепция. Фигуративная живопись, которой я занимался и продолжаю, затрагивает иной срез публики и галерейщиков. Но проект, который я представлял там, не остановился. Будет небольшое продолжение. Планируем его расширить, и демонстрировать на других площадках. Кстати, он уже отобран для Дрезденского биеналле 2019 года.

Концептуальное искусство - другой язык. И начать говорить на нем для меня было сложно. Пришлось преодолевать собственный страх. Но как только я заговорил так сразу огромное количество друзей, товарищей и коллег от меня отшатнулось. Меня принялись возмущенно упрекать, говоря, что я влез на чужую территорию. Сегодня у меня уже есть живопись, совершенно непохожая на прежнюю.

- Не боишься, что занявшись новым, потеряешь старую, наработанную годами клиентуру, тех, кто покупает и собирает твои картины?

- Конечно боюсь… Но надо пробовать новое и интересное. Я сейчас делаю, опытные образцы. Это традиционные материалы - холст, масло. Но есть и эскизы инстоляций. Меня предупреждали киношники, что сложно сделать не первый фильм, а второй. Снять так, чтобы он был лучше первого. Творца сковывает и сдерживает страх, что второй фильм будет хуже.

sv12-1810-kartina1-80.jpg
Фото: zaslonov.com

«ВНУТРИ СЕБЯ»


Место триллера - Минск

- Ходят слухи, что Роман Заслонов активно занялся кино. Это правда, или домыслы?

- В конце октября состоится премьера художественного фильма «Внутри себя». Там я работал художником-постановщиком и даже немного посветил лицом, снявшись в эпизоде. Работала над ним та же команда, что и над проектом «Стол». Это психологический триллер, место действия узнаваемо сразу - Минск. Для меня это совсем новые опыт и амплуа. Говоря честно, я на этом фильме многому научился и многое понял. Теперь смотрю на экран не только как зритель, но и как творец.

- Что думаешь делать дальше?

- Творческие планы? (Смеется). Надеюсь, что все сложится хорошо. Осенью и зимой собираемся снять продолжение проекта «Стол». Есть еще две идеи, которыми я очень загорелся. Одна из них связана с документальным фильмом. Потом хочу сделать выставку работ своих родителей. Считаю, что они заслужили.

А новые картины пишутся, и думаю, что через год-два проведу большую выставку в Минске, но она будет совсем другой, непохожей на предыдущие.