Ёвник в Зюзю и Железный человек на болоте
В русской и белорусской мифологии есть немало удивительных персонажей, «отвечающих» за лесные чащи, болотные топи, спрятанные клады и всякую нечистую (и чистую) силу. Даже… за свист в трубе! «СВ» изучило предания и нашла интересные пересечения.
С ОВИННИКОМ - ПОВЕЖЛИВЕЕ!
Дедушко овинный, Подовинник-батюшка - с ним надо почтительнее: нрав у духа крутой, вид жутковатый. Лохматый, черный - вроде огромного кота, а лает по-собачьи. Еще хорошо, что обычно он на глаза людям не показывается: только во время заутрени в Пасху его и увидишь. И притом овинник совсем не прочь напакостить и сам себе хлопает в ладоши.
Работу свою он, впрочем, исполняет исправно: следит, как укладывают снопы, оберегает хлеб от всякой напасти, смотрит, вовремя ли зажигают огонь в печи и соблюдают ли «выходные» - в большие праздники топить в овинах нельзя, не то гореть амбару синим пламенем. Задабривали овинника пирогом, который оставляли у печи. В канун Нового года, бывало, за советом к нему обращались девушки на выданье, гадали на суженого.
КЛАДОВОЙ НА СТРАЖЕ
Истории о спрятанных сокровищах всегда сопровождаются упоминанием о том, кто их охраняет. Драконы, Кощей, скряги, которые и за гробовой доской не смогли расстаться с накопленным. Еще духи - кладовые, кладовики, кладенцы. В каждом регионе - свое представление о том, как они выглядят. На Урале считали, что сокровища охраняют рогатые лошади с чугунными копытами. А на Севере хранителями кладов называли Лаюна и Щекотуна - один превращался в лайку и громко огрызался на тех, кто хотел завладеть богатством, а второй - в сороку-щекотуху, которая крыльями отбивала охраняемое. Если дух сохранял человеческое обличье, то мог представать перед смельчаками в серебряном кафтане и золотой шапке. Особо настырные кладоискатели незаметно для себя сами превращались в кладовых - из-за неуемной жажды наживы.
ОЙ, МОРОЗ-МОРОЗ
Суров характер у повелителя зимы. Он приносит на землю снежные бури и скрепляет быстрые речки да глубокие водоемы ледяными оковами. Сколь строг был Мороз, столь и щедр. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, милая?», - спрашивал у замерзающей героини сказки дед-великан в шубе. В сказках обиженные из-за побитых посевов крестьяне отправлялись в лес, чтобы урезонить хозяина зимы. Каждая эпоха вносила что-то свое в образ Мороза.
Древний языческий дух - бог-хранитель движения небесного свода и путей к вратам междумирья. Затем Дед Трескун, повелевающий на земле в короткие зимние дни и длинные холодные ночи. А теперь - добрый Дедушка Мороз, который разукрашивает окна затейливыми узорами и дарит подарки детишкам.
КИКИМОРА С ВЕРЕТЕНОМ
Название этих беспокойных духов пошло от слов «кик» («кричать» и «скрюченный») и «мор» («смерть»). Выглядит как сухонькая старушка, одетая в лохмотья, или как девушка в черной или красной рубахе. Поселялась кикимора в доме и мешала хозяевам: стуки, стоны, у людей кто-то волосы выдергивает да скот стрижет по ночам. Занимала место у печи и принималась там прясть или ткать. Делала это плохо и до конца работу не доводила - так и оставались несшитыми рубахи и несотканными полотна.
Отсюда и возникла присказка нерадивым девушкам: «спи, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».
БОЛОТНИК, НЕ ГУБИ!
Топи - места обитания разной нечистой силы и злых духов. В том числе болотника, который заманивает в свою вотчину людей, да там их и губит. Для этого хозяин болота воет, крякает на все лады, чтобы подумали, будто корова заблудилась или утка запуталась в силках. На Севере считали, что в их топях обитает болотница: любит петь, а на поверхность выходит лишь ночью. Умеют болотники наводить морок, и тогда людям представляется, будто они и не в топкую трясину попали, а во дворец. Умели эти существа даже попортить добро. Было поверье, что дом из бревен, которые протащили через топь, никогда не будет счастливым.
КАК ЛЕШИЕ СВАДЬБУ ГУЛЯЮТ
Лесной хозяин - покровитель животных и растений. Он и помогал, и наказывал. Если охотники или пастухи приносили ему дары, то и охота, и выпас скота были удачными. А вот если что-то человек делал не так, то еще долго блуждал по чаще... Считалось, что леший обладает невероятной силой и может менять свой рост, как ему заблагорассудится, то превращаясь в лесного гиганта, то прячась от человеческого взгляда в листве. Мог он принимать и облик крестьянина в лаптях и кафтане. Но и в таком обличии узнать его все же можно по отсутствию тени да по ветру, который вьется за ним. Кстати, лешие селились не только поодиночке, но и семьями. Если вдруг поднимался ветер, говорили: лешие свадьбу играют. А если из леса начинали уходить животные, народ понимающе качал головой: это один леший другому их в карты проиграл.
Иллюстрация: Катерина Мартинович
ЁВНИК-ХОЗЯЙСТВЕННИК
Свои хранители были в любой постройке, например, на гумне или ёвне, где сушили снопы да обмолачивали зерно.
В сушилках под печкой жили ёвники - стеснительные, трудолюбивые, черные от сажи, только глаза горят угольками. На людях не показывались, постоянно следили за тем, чтобы не гас огонь и урожай хранился, как положено. Лишь изредка покидали насиженное место, чтобы прокашляться от сажи и пыли и посмотреть, справно ли люди работают, не слишком ли силен ветер на улице.
Гостей ёвник не то чтобы не любит, но в компанию набиваться к нему не стоит: особо назойливых или тех, у кого на уме что-то плохое, может во сне отравить дымом, а то и сжечь. С нерадивыми хозяевами поступит так же, да еще и собранный урожай подпалит, чтобы неповадно было. Хотя самому ёвнику огонь не страшен, погубить его может только молния.
ЛЯСУН-ХОХОТУН
Лесная пуща - вот где живет лясун, старик с белым лицом и огромными синими глазами. В самой чаще стоит дом, где живут его жена с детьми. Сам он следит, чтобы во владениях все было в порядке.
Ночует на вершине дерева или в дупле. Зла людям не причиняет, скорее шутит над ними. Может завести путника куда подальше, так что тот час-другой кружит на одном и том же месте. Да хохочет над ним - только верхушки деревьев трещат.
И, хотя до погибели человека сам лясун доводить не станет, зато может «передать» его своим соседям – багникам да вадзяникам. Уж эти ребята церемониться ни с кем не станут.
СЯБРОЎКI - КІКIМАРЫ
Если в доме все не ладилось, кирпичи вылетали из печи, бились крынки, путались простыни да еще и жуткие звуки раздавались, значит, кикимора поработала. А может, даже не одна - их в хате могло жить несколько. И тогда хозяевам приходилось несладко. Здесь представления о них отличались. Становились кикиморами девочки, умершие еще до крещения или те, кого прокляли до рождения. Считали, что кикимора могла, например, прикидываться малым дитятком, при этом отличить ее от обычных ребят можно было по хвосту. Особенно хотели эти существа угодить матерям, пытаясь заслужить их ласку. Хватались за шитье или пряжу, да только выходило плохо. Вот и принималась кикимора вздыхать пуще прежнего.
КУТЬЯ ДЛЯ ЗЮЗИ
Этот бог зимы приносил мороз и стужу в крестьянские избы и на поля. Седой старичок с длинной бородой: невысокий, тепло укутанный, но босой и с железной булавой в руках.
На случай, если кто-то из людей выведет морозного владыку из себя. Тогда он с силой ударял ею о сухое дерево или пень, и по всему лесу раздавался страшный треск, а по земле шли разломы. По преданиям, зимой Зюзя почти все время проводил в лесах, а к людям приходил, чтобы предупредить о наступлении лютых морозов. Или помочь тем, кто страдал от холода. Кому мороз был нипочем, тому Зюзя дарил румянец и крепкое здоровье.
От угощения не отказывался: раз кутью на Коляды поставили - отчего же не побаловать себя? Задабривали деда, чтоб озимые не померзли - бросали первую ложку в окно со словами: «Мароз, хадзі куццю есці!»
БАГНИК ИЛИ ОРЖАВЕННИК?
Кто, кто в торфяном болоте живет? Багник, вот кто. Сидит на самом дне, покрытый улитками и грязью, и даже носа на поверхность не показывает. Только пузыри пускает. Глаз у него нет. Больше всего ему нравится пугать случайных путников: схватить неожиданно за ноги, пока те пробираются по болоту. Багникам приписывали способность выращивать цветы с удивительным ароматом, на который и шли люди, не зная, что впереди их ждет погибель.
Боится багник только одного: что его любимое болото высохнет. Потому внимательно следит, пройдут ли в засушливое лето дожди и не горит ли где торфяник.В Беларуси духов-болотников называли по-всякому. Оржавенники жили в топях, где много железа, и сами были покрыты ржавчиной. В Красном болоте обитало Дитя с глазами, будто мутная вода, а в Полесье трясину от непрошеных гостей охранял самый настоящий Железный человек.
«КАБ НЕ ДЗЕДКА, ПРАПАЎ БЫ»
Так поговаривали в старину. А все потому, что добрый дух - хранитель кладов, встретив бедняка, одаривал деньгами. Богатеям тоже помогал: тем, у кого на сердце печаль, во сне показывал, как обрести счастье. Описывают Дзедку в виде небогато одетого старика с сумой. У него красная борода, а глаза горят огнем. Сверкающие огни - верный признак, что рядом закопан клад. Нужно на них набросить шляпу, и тогда спрятанное выйдет на поверхность. Говорят, в старину работало.
Но не стоит бросать в огни обувью: стоит подошве прикоснуться к земле, золотые монеты спрячутся поглубже, и их уж не найдешь.