Композитор Григорий Гладков: Взрослые конкурсы портят детей
Он выпустил столько альбомов с детскими песнями, что попал в Книгу рекордов России. Без его музыки невозможно представить мультфильмы «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Про Веру и Анфису»... А еще уже тринадцать лет возглавляет жюри фестиваля Союзного государства «Творчество юных». Чем плох уменьшенный Иглесиас, когда выпадает прошлогодний снег и где прячется счастье, мэтр рассказал «СВ»
АНСАМБЛЬ НАЗВАЛИ «КУКУРУЗА» В ЧЕСТЬ ХРУЩЕВА
- В этом году вашему совместному с режиссером Александром Татарским детищу - мультфильму «Падал прошлогодний снег» исполняется 35 лет. Уверена, не только я задумывалась: почему снег - прошлогодний?
- Татарский очень любил песню «Падал снег». На стихи Александра Кушнера. А потом, работая над мультфильмом, добавили «прошлогодний» - для красного словца. Долго думал, что это наша выдумка. Но, оказывается, прошлогодний снег существует! Как-то мне написала школьница. Дети же очень наблюдательные. «Надо же: эти волшебники знают о таком снеге. Он опускается на Землю 31 декабря, пересекает черту Нового года, и раз - уже прошлогодний!»
- Слышала, что после съемок пластилиновых героев мультика просто выбросили?
- А я их собрал. Фигурки - ростом 8 - 10 сантиметров. Мой двоюродный брат, художник Юра Гладков, сделал панно и приклеил их на него. С каждым годом картина все раритетнее и дороже (смеется).
- В августе в Анапе прошел очередной фестиваль СГ «Творчество юных». Шутка ли - вы уже тринадцать лет ему верны! Не устали от роли главного судьи?
- Горжусь ею. Благодаря фестивалю настолько влюбился в Анапу, что купил там дачу. В одном поселке с Николаем Николаевичем Дроздовым и Эдуардом Успенским, недавно покинувшим этот мир. Даже пытался переехать. Уже и дети в школу там пошли. Но от Москвы не смог оторваться. Здесь все кипит.
На фестиваль приезжают самые талантливые дети из Беларуси и России. Каждый концерт - что-то фантастическое. Просвещаем ребят на мастер-классах. Я, например, рассказываю, как сочиняю песни, подбираю репертуар, что такое имидж.
- Часть вашего образа - ковбойская шляпа. Почему вы не в ней?
- Это часть сценического образа. Как у многих артистов. Узнаем по шляпе Михаила Боярского, у клоуна Олега Попова была кепка. У моей шляпы три источника происхождения: рисование, кантри-музыка и сказка. В детстве мечтал стать художником, а они на пленэр выходили в головных уборах. Большую часть каникул проводил в деревне под Брянском, на границе с Гомельской областью. Там увлекся кантри-музыкой. Нравилось, что в ней собраны народные мелодии всего мира. Тогда и надел шляпу. Потом с друзьями создали ансамбль «Кукуруза». Назвали в честь Никиты Сергеевича Хрущева. Руководитель страны ассоциировался с кукурузой, так как привез ее из Америки. Он тоже ходил в шляпе, как у кантри-музыкантов, игравших в стиле «блюграсс». А потом в редакции «Спокойной ночи, малыши!» предложили: «Давай шляпу оставим. В ней ты похож на сказочника с гитарой».
ГОВОРЯТ, ХУЛИО НЕНАСТОЯЩИЙ
- Нынешние мальчишки и девчонки, мечтающие об айфонах, сильно отличаются от советских ребят?
- Дети всегда одинаковы. В любом веке, в любой стране, в любой культуре. Чисты, наивны. Они фантазеры и просто счастливые люди. Они начинают меняться, только когда становятся подростками. Да и то под влиянием взрослых.
- Вы отбираете ребят на детский конкурс на «Славянском базаре».
- Каждый год, за редким исключением, становлюсь председателем комиссии. Отбор проходит в Союзе композиторов. Из двенадцати финалистов оставляем одного и, условно говоря, его дублера. Ну мало ли, вдруг ребенок заболеет. А вот председателем жюри самого детского конкурса на «Славянском базаре» был лишь однажды. Помню, тогда разразился страшный спор по поводу победителя. Ругались жутко. И я отдал свой балл белоруске Ксении Ситник. Он оказался решающим. В коридорах гостиницы члены Международного жюри даже перестали со мной разговаривать. А потом Ксения взяла Гран-при на «Евровидении», и я был так рад!
- По каким критериям судили девочку, ставшую яблоком раздора, и других конкурсантов?
- Важно, чтобы ребенок был профессиональный, но в то же время в нем оставалось детство. В Библии сказано: «Не бойся врага своего, бойся растлителя». Взрослые конкурсы портят детей. Заставляют их петь о любви, о которой они еще не знают, на английском, не понимая слов, да еще и с ужимками поп-звезд. Двенадцать лет был членом жюри детского «Евровидения». Помню выступал мальчик. Выглядел, как маленький Хулио Иглесиас: черные волосы, уложенные гелем, такая же пластика и даже так же дрожали руки. Но весь какой-то ненастоящий. Это не по мне.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
У композитора есть собственная интернет-радиостанция. Так и называется - «Григорий Гладков». Но, для того чтобы ее найти, в поисковике надо добавить цифру «101». Там транслируются песни, сказки, инструментальная музыка Гладкова. Радиостанцию открыл радиохолдинг «Газпром-медиа Радио», сделав тем самым подарок.
Проект 101.ру представляет собой радиогород в интернете. Там каждый может включить любую из сотни станций по душе: в том числе «настроиться на частоту» дирижера Владимира Спивакова, певицы Аллы Пугачевой, группы «Машина времени».
КСТАТИ
Заставил страну петь таблицу умножения
- Вы частый гость на «Славянском базаре». Наверняка влюбились в обаяние Витебска?
- Да. Но не он мой любимый белорусский город. Обожаю Могилев. Там даже дерево есть - «Григорий Гладков». Посадил его, когда был на фестивале «Золотой шлягер». Нравится драмтеатр, пешеходная улица, река, природа. Еще по душе Минск, Брест. Потрясающее место - Полоцк. Здесь стоит шар, указывающий на то, что город - центр Европы.
Вообще люблю Беларусь. Главное там - люди. Удивительные. Красивые. И внешне, и внутренне. Всегда помню военную песню на музыку Тихона Хренникова. О том, что «каждый четвертый из белорусов пал на войне». Несмотря на тяжелейшие испытания, республика выстояла, сохранила культуру.
И является потрясающим примером аккуратности, дружбы, преданности идеалам, традициям.
И, что радует, белорусы остались чистыми, искренними и добрыми.
- Григорий Васильевич, вы - неисправимый оптимист. Что делает вас счастливым?
- Люблю путешествия, природу, но по-настоящему счастливым делает творчество. Когда получается классно и чувствую, что могу сказать себе, как Александр Сергеевич: «Ай, да Гладков, ай да сукин сын!» Был невероятно счастлив, когда заставил всю страну выучить таблицу умножения. Положил ее на музыку и спел в девяти разных стилях: рок-н-ролл, блюз, кантри, колыбельная... Хотел, чтобы дети засыпали, просыпались, танцевали, собирали портфель под ненавязчивую песенку. И выучивали ее еще до школы.
- Какие еще самые радостные моменты в жизни вспомните?
- Например, когда получил госпремию за цикл образовательных программ «Веселая Детскотека». Хотя деньги для меня никогда не были главным. Когда пришел бизнес-капитализм, считал, что создан не для этого времени и вообще полный лопух. Но получалось так, что за мою работу платят. За музыку к фильмам, спектаклям. В итоге никогда не нуждался в деньгах, ни разу не брал кредит. Но всегда чуть-чуть не хватало. Не мог позволить себе бизнес-класс в самолете и СВ в поезде. Точно знаю, что там, где идет гонка за деньгами, люди не будут счастливыми, потому что нет духовной составляющей внутри.
ДОСЬЕ «СВ»
Григорий Гладков родился в 1953 году в Хабаровске. Окончил институт транспортного машиностроения в Брянске и Ленинградский институт культуры. Сочиняет и исполняет песни с 1968 года. Его музыка звучит во многих советских мультиках, фильмах и спектаклях. Участвовал в создании серии радиопередач Эдуарда Успенского
«В нашу гавань заходили корабли». Пять лет вел программу «Спокойной ночи, малыши!», к каждой передаче писал песни и исполнял их под гитару. Заслуженный деятель искусств.