Кого возьмут в будущее?
Громкая выставка художников Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Новой Третьяковке. Название интригующее - «В будущее возьмут не всех»
До того, как привезти в Москву, выставку уже показали в лондонской галерее Тейт Модерн и в петербургском Эрмитаже. В российской столице она пробудет до 13 января.
Выставку приурочили к юбилею Ильи Кабакова. 30 сентября художнику исполняется 85 лет.
Правда, в Москву он прилететь не смог. Остался в городе Мэттитаке на Лонг-Айленде, так как плохо переносит длительные перелеты. Зато добралась его супруга Эмилия.
В экспозицию вошло около 100 произведений. Среди них – те, что были созданы до отъезда из СССР, и выполненные в последние годы. Работы – разножанровые. 40 картин, 27 графических произведений, 12 инсталляций, в том числе «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», «Случай в коридоре возле кухни», «Мусорный человек или человек, который никогда ничего не выбрасывал» и многие другие.
- За 30 лет мы сделали более 300 инсталляций, - говорит Эмилия Кабакова. – Но показывали их в основном за границей – в чужом для них пространстве. А в своем контексте – в Третьяковке – они иначе выглядят, интерпретируются и даже звучат.
Почти все работы Кабаковых переносят зрителей назад в СССР: в мир коммунальных квартир и мест общего пользования. За счет особым образом сконструированного пространства, а также при помощи света, звука и цвета стен, зритель полностью погружается в советские годы.
- Для нас этот проект невероятно важен, - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Кабаковы создавали и создают произведения, лишенные налета местечковости, но через конкретные факты собственной биографии передают общечеловеческие смыслы, историю о жизни и страданиях, понятную всем.
К открытию выставки выпускают и документальный фильм «Бедные люди. Кабаковы». Ленту снял тележурналист Антон Желнов при поддержке Музея современного искусства «Гараж». Фильм выйдет в прокат 13 сентября.
Кабаковы тоже сделали подарок московским друзьям. Передали Третьяковской галерее свою легендарную мастерскую на Сретенском бульваре. Она находится на чердаке бывшего доходного дома «Россия». В 80-х годах Кабаков создавал там свои первые инсталляции. На этом же чердаке собирались художники, объединившиеся в «Группу Сретенского бульвара».
Третьяковка планирует открыть в мастерской музей истории московского концептуализма. В число экспонатов попадут три живописных произведения Кабаковых.
Фото автора
В ДЕРЕВЯННЫХ САНДАЛИЯХ – В ТОВАРНЫЙ ВАГОН!
Работы распределили по нескольким комнатам. В одной из них есть неприметная белая дверь, а за ней – целая жизнь. Дернув за ручку, попадаешь в полутемный лабиринт. И идешь по длинному-предлинному коридору коммуналки. Освещение - тусклое красноватое. Вдали кто-то поет. Чем дальше идешь, тем громче пение. А на стенах – куски обоев в духе 30-х годов. На них, словно обрывки памяти, приклеены пожелтевшие листки. Это воспоминания мамы Ильи Кабакова – бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. На печатной машинке набрано:
«… на ногах деревянные сандалии, которые до крови набивали косточки. Итак, мы отправились в Москву. Ехали в товарном вагоне, людей было огромное количество, но мы крепко держались вместе, то есть нас пять человек. На станции перед отправкой ко мне подошли две миловидные девушки и просили передать брату посылку, то есть немного муки. Я взяла. На мешочке был адрес. Помню: ул. Поварская, теперь она, наверное, переименованная. Итак мы ехали 10 суток, случались и приключения. Один из наших в вагоне задумал читать и зажег фитилек, а он при первой тряске опрокинулся кому-то на ноги, все лежали вповалку и начался пожар»…
Рядом с пожелтевшими листками - размытые фотографии. Идешь и читаешь все, не пропуская, и перед тобой открывается непростая, полная лишений и редких, но от того еще более ощутимых радостей жизнь. И в этом коридоре ты, словно бы, проживаешь эту чужую далекую жизнь и чувствуешь все так, как та самая, неведомая тебе женщина, и, кажется, даже слышишь ее шаги...
- Мы постарались создать пространство тотальной инсталляции, на которое ты вынужден реагировать, - говорит Эмилия Кабакова. – Пространство, которое провоцирует твои память и чувства. Попадая туда, под воздействием истории, которую рассказывают объекты, ты сам становишься героем этого пространства. Правильно сделанная инсталляция – это когда ты перестаешь замечать детали и оказываешься внутри картины, рассказа, фильма, где ты сам - главный герой.
ЗАСКОЧИТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН
Интригующее название выставки – «В будущее возьмут не всех» - позаимствовали у главной инсталляции. Она находится в комнате № 7 и представляет собой железнодорожные пути и уходящий по ним поезд. Виден только его последний вагон, и на нем красная бегущая строка: «В будущее возьмут не всех».
На перроне валяются картины, «которые не успели запрыгнуть на подножку ушедшего поезда». Это работы Кабакова. При этом он не ставит себя в позицию критика или судьи, а задает вопросы себе, зрителю, будущему. Посетитель же выставки смотрит на картины из других пространства и времени, так как поезд уже ушел.
Впервые идея о «будущем, в которое возьмут не всех», родилась у Кабакова еще в 1983 году. Он опубликовал в журнале одноименную поэтическую притчу. И в ней сравнил автора «Черного квадрата» Казимира Малевича с директором школы, который отбирает лучших учеников для поездки в пионерский лагерь. Тех, кто не попал в лагерь-поезд, ждет забвение.
Идея художника настолько метафорична, что трактовать ее можно, как угодно. Сам же он в первую очередь беспокоится о будущем искусства:
- Инсталляция посвящена такой актуальной для современного арт-мира проблеме: что произойдет с художниками и их работами, когда они окажутся в недалеком или даже далеком будущем? Как отнесется к ним через какое-то время новый зритель, критик, куратор, коллекционер?
Фото автора
ДОСЬЕ «СВ»
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году вместе с матерью был эвакуирован с Самарканд. В 1957 году окончил Московский художественный институт имени Сурикова (отделение графики). С 1956 года иллюстрировал книги для издательства «Детгиз», журналы «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». С 50-х годов плотно занялся живописью. С 1988 года живет и работает в США. Его основные темы в творчестве – коммунальные квартиры, бытовой мусор и «маленькие люди». Один из основателей московской концептуальной школы. Создатель особого вида современного искусства - «тотальной инсталляции». Среди самых известных инсталляций - «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», «Перед ужином», «Случай в коридоре возле кухни», «Три ночи» и другие. Самые дорогие когда-либо проданные на аукционах произведения современного искусства - «Жук» (ушла за 5,8 миллионов долларов в 2008 году) и «Номер люкс» (за 4,1 миллион долларов в 2006 году). Обладатель огромного количества наград, в том числе художественной премии императора Японии. Кавалер Ордена искусств и литературы от французского минкульта. Зарубежный почетный член Российской академии художеств.Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Окончила музыкальное училище в Иркутске и МГУ (факультет испанского языка и литературы). С 1973 года жила в Израиле. В 1975 году переехала в США. Работала куратором художественных выставок в Нью-Йорке. С 1989 года – супруга Ильи Кабакова. Его же племянница. С 1988 года работает вместе с мужем.