«Поликушка», голова из плюша: как отметят 190-летие Толстого
9 сентября мир вспоминает великого русского писателя, мыслителя, философа, автора «Анны Карениной» и «Войны и мира». По этому случаю все толстовские музеи устраивают всевозможные памятные акции, выставки, перформансы
НАТАШАМ-БЕСПЛАТНО
Отмечать юбилей Толстого начали еще 25 августа в рамках Ночи кино. Новая Третьяковка на Крымском валу в Москве показала немой фильм «Поликушка» по одноименному рассказу Толстого с Иваном Москвиным в главной роли. Придумали звуковое сопровождение - электронный дуэт Алексея Борисова и Тихона Кубова во время всего показа, выставив пульты на сцене, играл авторские композиции. Дело происходило в Летнем кинотеатре, гостей встречала огромная двухметровая голова Льва Толстого. Арт-объект создала художница Ирина Корина. Он... из плюша.
8 сентября внимание будет приковано к главной героине «Войны и мира» - обаятельной Наташе Ростовой. В Москве пройдут посвященные ей бал, пленэр и квест. Устроят фотоконкурс «Я - Наташа Ростова». В этот день всем Наташам во все музеи Толстого в Москве, а также под Липецком и в Железноводске вход бесплатный!
9 сентября, в День рождения классика, программа очень обширная. В Москве празднование начнется с возложения цветов к памятнику Льву Толстому на Девичьем поле. В мемориальном саду музея-усадьбы Толстого «Хамовники» откроется бесплатная выставка «Дом Жорж Санд в Ноане». Днем - концерт духового оркестра и награждение победителей конкурса «Иллюстрируем Толстого».
ЖАЛЬ, ЧТО НЕ АРБУЗ
В четверг, 6 сентября, в Государственном музее Толстого распахнет двери экспозиция «Праздновать нельзя запретить». Совместный проект столичного музея и Ясной Поляны. Экспозиция тематическая, юбилейная. Правда, с оговоркой: посвящена дате, которая отмечалась в 1908 году. Писатель был еще жив - праздновал 80-летие. Юбилей вышел настолько резонансным, что о нем решили вспомнить спустя столько лет.
Лев Николаевич - ключевая фигура той эпохи. Одни видели в нем признанного классика русской литературы, философа и остроумного публициста. Собирались выпустить полное собрание сочинений, в школах повесить портреты, поставить памятник при жизни, назвать улицы его именем...
По мнению других, Толстой был безбожником, отлученным от церкви, и, как сейчас сказали бы, оппозиционером. Считали, что такого человека поздравлять вообще не нужно. Запретили делать это многим госучреждениям, типографиям. Даже дворникам наказали не распространять листовки.
«Как жаль, что Толстой - не арбуз и его нельзя разделить на две части с тем, чтобы одну выбрать себе по вкусу, а другую выбросить за окошко», - смеялся над «противоборствующими» сторонами колумнист «Казанского телеграфа».
А кто-то видел в Толстом просто живого человека, с которым интересно поговорить, выпить чаю с вареньем. Сам же Толстой отказался от «щекотания тщеславия», торжеств и чествований. Но тем не менее на почту в Туле пришло больше двух тысяч телеграмм и горы писем от 50 тысяч человек.
Об этом и о многом другом расскажут на бесплатных экскурсиях, покажут подлинные вещи писателя. Выставка открыта до середины февраля.
В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА
9 сентября в усадьбе «Хамовники» устроят иммерсивную экскурсию и покажут спектакль. Оба детища режиссер Марина Перелешина назвала «Толстого нет». Его там действительно нет. Только артисты Активного театра и зрители. Ну разве что бронзовое изваяние классика.
Экскурсия начнется в обед. Временами ее будут прерывать артисты Активного театра и зачитывать отрывки из дневников писателя. Выбирали яркие пассажи по трем темам, на которые он спорил сам с собой, - образование и наука, искусство и творчество, любовь и семья. Сначала говорил одно, потом менял отношение к вопросу. Артист прочтет текст из дневника, передаст лист со второй частью текста, противоречащей первой, кому-то из зрителей. Начнется дискуссия - какой же из Толстых, ранний или поздний, прав? Тот, кто уверял, что всех крестьянских детей надо срочно учить уму-разуму и открывал для них школы? Или тот, разочаровавшийся и считавший, что ученье - зло, ведь крестьянские дети не смогут потом применять знания? Глядишь, в споре родится истина.
После экскурсии - спектакль в саду дома-усадьбы. Камерное представление про родню писателя. Создано по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой по воспоминаниям, дневникам, письмам близких Толстого. Действо необычное - будут петь, вязать на спицах и угощать наливкой.
«ДУМАЕТЕ, КТО ПРИДУМАЛ «ТОЛСТОВКИ»? МОЙ ПРАПРАДЕД!»
Телеведущая, замгендиректора по развитию Государственного музея Толстого Фекла Толстая рассказала «СВ» о том, как легко прочитать «Войну и мир», в каком стиле одевался ее знаменитый предок и где растут самые вкусные антоновские яблоки.
- Фекла, сколько вам было лет, когда вы узнали, что ваш прапрадедушка - великий человек?
- Наверное, когда мама читала мне его детские произведения. Басню «Волк и собака», например. В школе никто интереса к этой теме не проявлял. Восторженных отзывов от одноклассников не помню. Зато их привлекала моя фамилия. Если поменять ударение, смешно звучит.
- Какие фамильные черты в себе замечаете?
- Когда делала восьмисерийный сериал про Толстых для телеканала «Культура», обратила внимание на то, что они - люди довольно естественные. Любят природу. Предпочитают быть самими собой. Эмоциональны. И я такая же.
- Будем честными: главное произведение Льва Николаевича «Войну и мир» многие сегодняшние школьники не в силах прочитать. Слышала, что вы с большим энтузиазмом придумываете легкие формы подачи романа.
- Два года назад вместе с ВГТРК устраивали акцию. «Войну и мир» читали и дети, и народные артисты, и профессора, и премьер-министр. И с космической орбитальной станции, и с кавказских гор, и с атомохода в Северном Ледовитом океане. Акция объединила всю Россию - от Калининграда до Владивостока. Великие книги объединяют и делают нашу большую страну единой. «Войну и мир», как и «Евгения Онегина» Пушкина, можно тоже назвать «энциклопедией русской жизни».
Недавно мы придумали приложение «Живые страницы», где собрали классическую русскую литературу. Привычки к длинному чтению уже нет, и мы предлагаем дидактические сценарии взаимодействия с текстом «Войны и мира». Понятные современному молодому человеку в смартфоне штуки: инфографику, игры, карты, интерактив. Такие крючочки, которые увлекают читателя в текст.
- Правда, что Лев Николаевич был большим модником?
- Даже законодателем мод, создателем своего стиля. Никогда не одевался в соответствии со стереотипными представлениями о том, как должна это делать особа XIX века. Думаете, кто придумал «толстовки», в которых ходит вся молодежь? У современных разве что капюшоны появились. Но носить просторный пуловер вместо пиджака придумал именно Толстой. Ходил так. Сейчас почти не видно разницы между социальными группами. Все одеваются просто, удобно, выбирают натуральные ткани. Толстой делал это уже полтора века назад.
- А с обувью как у него дело было?
- Шил ее сам. Выучился сапожному ремеслу. Ему нравился процесс. Одни сапоги он сшил своему другу - поэту Афанасию Фету. Они хранятся в музее в Хамовниках. Сделаны из хорошей кожи, аккуратно, изящно. Фет их носил, хвалил. Другие сапоги Толстой подарил своему зятю - Михаилу Сухотину. Тот проносил их дня два, а потом, поскольку они показались ему неудобными, поставил на полку с книгами Льва Николаевича и прикрепил записку: «Последнее произведение графа Толстого». Вообще наши предки были большими рукодельниками, чем мы. Мой дед, например, был морским офицером, человеком далеко не сентиментальным, но вышивал хорошо. И здорово: мелкая моторика, медики давно доказали, хорошо развивает мозг.
- Серебряный перстень-печатка с гербом семьи Толстых достался вам от прапрадеда?
- Его носил мой отец. У него было даже два кольца. Тот, что с коричневым камнем, по семейной легенде, передается старшему в роде из потомков Толстого. После смерти прадеда перстень был прислан из Америки. Его носил мой дед. А потом, поскольку у моего отца нет сыновей, кольцо перешло к его племяннику (телеведущему Петру Толстому. - Ред.) - старшему в роде. А второй перстень, с зеленым камнем, который носил папа, достался мне. Ношу много лет, верю, что помогает в разных обстоятельствах, позволяет ощущать связь с отцом, которого, к сожалению, уже нет.
- Осень - сезон яблок. Любите ли обожаемую всеми русскими писателями антоновку?
- Самый любимый сорт. Есть два прекрасных яблочных места. В Коломне замечательный музей пастилы. Его открыли мои добрые друзья. Пастила делается по старинным рецептам, как раз из антоновки. Казалось бы, кислая, а получается такая чудесная сладость. И Ясная Поляна, конечно. Там удивительный яблоневый сад, который начала сажать еще мама писателя Мария Николаевна Волконская. Двести лет назад. После наполеоновских войн в России узнали вкус яблок разных европейских сортов. Чистое наслаждение - сесть где-нибудь под яблоней на траву и читать книжку, похрустывая яблоком.
ДАЖЕ АМЕРИКАНЦЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
Екатерина Алексеева - московский журналист, музыкальный критик. Замужем, растит двоих детей - Дмитрия и Сергея. Имена Екатерины и ее сыновей присутствуют на генеалогическом древе Льва Толстого, хотя само «древо» в жизни семьи осязаемо возникает один раз в году, когда потомки писателя со всего света собираются в Ясной Поляне.
- Когда в первый раз ты поехала на встречу с Толстыми?
- В 2004 году. Это был маленький съезд. Сейчас приезжают по двести человек.
- Каково это - встретить столько людей из разных стран, родственников?
- Я росла в Советском Союзе, в таких традициях, когда было не очень принято поддерживать всю эту семейную историю. Люди, которые живут в Швеции, в Америке, во Франции, пекутся о своих корнях и ими гордятся. У нас же считалось, что человек ценен прежде всего заслугами своими, а не предков. Лично мне это внушили очень хорошо. Но да, любовь к предкам и к России всех потомков Толстого связывает, приятное чувство причастности к классику - тоже. Спасибо тому, кто придумал эти встречи - Владимиру Ильичу Толстому, за то, что ему удалось собрать всех нас.
- Как сыновья относятся к Толстому и к этим встречам?
- Младший сказал, что он сначала ничего вообще не понял. Ему было лет пять, когда мы в первый раз его с собой туда взяли. А когда понял, ему было очень приятно, что семья такая большая. И он очень гордится Львом Николаевичем.
- Это подвигло его на чтение?
- Прочитано все, что доступно для его возраста. «Азбука», детские рассказы. Из Ясной Поляны привезли множество чудесно изданных книжек. А старший… Для него это просто факт его происхождения. Не более того. Он его не смущает, но и не заставляет ждать от мира каких-то преференций. Просто такое приятное дополнение к его биографии.
- А где вы располагаетесь на генеалогическом дереве?
- Наша веточка - от десятого сына Толстого, Михаила. Его пятая дочь, Александра Михайловна, вышла замуж за Игоря Константиновича Алексеева (Станиславского), и у них родилась тоже дочь, моя бабушка. Дальше у бабушки родился мой папа. У нас были чудесные номера на табличках, которые выдавали в Ясной Поляне в этом году, - расшифровывали полвечера, пока не дошло: десять, точка, пять, точка, один, точка, один… То есть десятый ребенок, потом пятый ребенок десятого ребенка… Такой код. Еще один момент: в Швеции, например, позже рожают детей, поэтому у них еще предыдущее поколение рождается. Мои братья и сестры могут сейчас младенцами бегать, а моим детям эти малыши приходятся дядями и тетями.
- Как изменилась Ясная Поляна в последние годы?
- Построили Дом культуры, другие объекты инфраструктуры. Гостиница изменилась, стала тематической, шатер появился. Как грянул съезд и приехали человек двести, стало понятно, что всех нельзя покормить в кафе рядом с Ясной Поляной - просто не поместятся. Тогда построили огромный подиум со столами. Наглядно видно, какое грандиозное количество потомков осталось у Льва Николаевича. Песни поем на застольях. Романсы. Русские песни. Трогательная картина: американские муж и жена, пытаются корни сохранить. Дети знают русский. Сидят напротив меня две американские девочки и подпевают «Подмосковным вечерам».
ПИСАТЕЛЬ - ЧИТАТЕЛЬНИЦЕ: ЗАБУДЬ ОБ ОБИДАХ
Однажды Екатерина Ждан из Могилева решила, что только Толстой сможет ей помочь.
Юная девушка училась в петербургской Мариинской женской гимназии. Денег не было, возможности заработать тоже. Бедность, презрение соучениц из-за плохого платья да сапог, «как у деревенской бабы».
Екатерина вышла замуж за Артемия, родители которого жили в Беларуси. Сами попали из крестьян в паны и были уверены, что девушка связалась с их сыном по расчету. Ей пришлось жить в семье мужа.
- Дорогой Лев Николаевич! - пишет Екатерина в 1881 году. - Мне тяжко и грустно живется…
Плачется, что семейство называет ее «голоштанницей питерской», что ребенок родился мертвым, и просит «подбодрить» и «рассудить».
Лев Николаевич ответил 18 августа 1894 года. Расписал, что считает семейным счастьем. Обратил внимание на «жалость перед собой, самую злую форму эгоизма».
«Жизнь дала вам очень многое: прекрасного мужа, образование, безбедное существование и предъявила вам скромные требования - ужиться в новой среде, внести в эту среду то доброе и высшее, что есть в вас, научиться и усвоить из той среды то доброе, что есть в ней. А вы это приняли за горькую чашу и стали жалеть себя и потому не любить тех людей, с которыми вы должны жить, - пишет Толстой. - Забудьте о счастье, о своих обидах, а смиритесь, признайте себя хуже других, отрекитесь хоть на время от того счастья, которого вам хочется, и вырвите из своего сердца всякое недоброжелательство. Сделайте это на время в виде опыта, поработайте в этом направлении над собой, и посмотрите, что будет».
Екатерина Андреевна писала Толстому восемь раз, восхищенно и с нежностью. Умерла она в 37 лет, в 1902 году. Смирилась ли и забыла о своем счастье - не известно.
ПОД ШОПЕНА И ДЕБЮССИ
В день рождения Льва Толстого музей «Ясная Поляна» приглашает почитателей классика… в Тулу.
В Концертном зале Тульской филармонии пройдет концерт пианиста Николая Луганского, народного артиста России. Его игра покорила и Карнеги-холл, и Линкольн-центр в Нью-Йорке, и Альберт-холл в Лондоне, и Театр Елисейских полей в Париже.
Николая Луганского называют «музыкальным внуком» Александра Гольденвейзера, пианиста и композитора, друга Льва Толстого. Когда-то Толстой говорил, что любит «музыку больше всех других искусств».
В программе - произведения, написанные при жизни Льва Николаевича. Шопен, Дебюсси, Скрябин и Рахманинов.
В саму Ясную Поляну съедутся все потомки писателя, чтобы поговорить за чашечкой чая в тесном семейном кругу. Для публики запланированы всевозможные развлечения. С двух часов организуют групповые экскурсии по привычному для туристов маршруту - от заповедника до флигеля Кузьминских. О сюрпризах, которые ждут посетителей в день 190-летия Толстого, сотрудники музея не рассказывают - все узнаете на месте.