САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Анна Курак

«Не чей-то народный, а - художник «вабшчэ»

Со дня рождения самого «непознанного» художника Беларуси - Израиля Басова. При жизни ему не дали провести ни одной выставки, зато сейчас коллекционеры предлагают за полотна сотни тысяч

Фото: Пресс-служба Белорусского Национального музея

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА СОТВОРЕНИЯ

Мастерская Басова находилась в одном из «сталинских» домов на нынешнем проспекте Независимости Минска. Многие здесь до сих пор помнят, как художник выходил из арки с большим полотном под мышкой и направлялся к остановке. Садился на троллейбус или автобус, а спустя несколько часов возвращался обратно. Картина была при нем. Выставочный комитет в очередной раз не принял работу художника.

Как часто бывает, ценить талант Басова начали только после смерти. К столетию художника в Национальном художественном музее в Минске открыли большую выставку его работ.

В залах витает запах масляной краски. Из-за этого кажется, будто мастер только вчера отложил кисть. Но нет - большинство полотен десятилетиями пылились в мастерской, некоторые ждали встречи со зрителем полвека.

Судьба Израиля Басова как художника трагична. За 75 лет жизни у него не было ни одной персональной выставки. Его работы считались «непроходными», на имя было наложено табу. В чем причина? Художник был не похож на своих коллег по цеху: пока все дружно переносили на холсты социалистическую действительность, Басов писал свой собственный мир. Автора обвиняли в космополитизме. Поразительно, но это не сбило художника. Он не сошел с ума, не забросил краски. Наоборот, с еще большим увлечением и страстью делал то, что любил.

«Не чей-то народный, а - художник «вабшчэ»


К столетнему юбилею Басова залы художественного музея в Минске украсили 111 его работ, объединенных фразой из Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом...».

- Юбилейная выставка не только демонстрирует разные периоды его творчества, но также и приглашает к диалогу новое поколение зрителей. Работы Израиля Басова не канули в небытие: в 90-е возродились, а в начале ХХI века просто помолодели, - говорит куратор выставки, заведующая отделом белорусского искусства Национального художественного музея Екатерина Изофатова. - Его творчество можно назвать тихим нонконформизмом. Самопогруженность и отрешенность от внешнего мира, возможно, позволила создать свою особую живописную вселенную, в которой дом - устойчивый символ духовного устроения - объединил практически все работы художника разных периодов.

Публике впервые покажут работы Басова из собраний Национального художественного музея Беларуси, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, фонда Белорусского союза художников, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, коллекции семьи художника. Ретроспектива построена по хронологическому принципу, начиная с ранних эскизов, заканчивая самой последней работой.

Четко видно, что Израиль Басов оставался верен себе и своей музе на протяжении всей жизни. Видим городские мотивы, пейзажи, окраины. Нет тут привычных тем соцреализма: послевоенных, индустриальных или первомайских. На картинах - не труженицы села, не передовики производства, не носители идеологии, просто те люди, которые живут, разговаривают, танцуют, бегут.

«Не чей-то народный, а - художник «вабшчэ»


ОТ ПЕТУШКА ДО СОБСТВЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ

В архиве художника есть запись: «Рисовать начал рано, где-то в пять лет. Вспоминается, как мама купила для меня красные чернила, кисточку и маленький блокнотик. Как увлеченно рисовал красными чернилами петушка! Какую радость получал от чернил красного цвета!» Любопытно, что последние картины Басова тоже пестрят красным.

- Он ничего не пересказывал из того, что видел вокруг. Он жил и творил «из себя». Все, что делал, не было связано даже с какими-то мыслями. Это все строилось на чувствах. У него было свое время, свое пространство и свои персонажи. Главными героями были боль и любовь, - считает искусствовед Лариса Финкельштейн. - Когда Басов писал - это была великая тайна сотворения своей планеты. Чувствуется сумасшедшая сила - живописная, пластическая. Он не строил композицию, он просыпался с ней.

Скромность Басова и в некотором роде затворничество породили миф о том, что художник боялся общения. Однако сын Матвей эти домыслы опровергает: во время войны отец попал под бомбежку, там его страх и остался. Только по-настоящему смелый человек может несколько десятков лет писать картины, неугодные государству.

- Знал себе цену. И в трудные времена, когда его не принимали, понимал, что в будущем его картины признают и оценят по достоинству, - вспоминает Матвей Басов.

По словам председателя Белорусского союза художников Григория Ситницы, Басов - знаковая личность в белорусском искусстве ХХ века:

- Наши мастерские были по соседству. Он мало кого к себе подпускал, но мне повезло. Говорили об искусстве, о стиле как об одном из двигателей истинного творчества. У Басова, несомненно, есть свой почерк. Он создал неповторимый, легко угадываемый стиль.

О ЛИЧНОМ


ВСЕ-ТАКИ НЕ ОДИНОК

Сегодня, говоря о Басове, многие называют его «одиноким» и «непонятым в свое время» художником. Однако был человек, чье мнение он ценил больше всех остальных, - его жена. С Беллой он познакомился еще до Великой Отечественной войны и до того, как стал профессионально заниматься живописью. Окружающие говорили, что с женой Израилю Басову повезло. С этим не поспоришь. Жили душа в душу. В трудные годы, пока муж творил, Белла работала в две смены, чтобы прокормить семью. Краски для мужа, которые доставались с таким трудом, тоже покупала за свои деньги.

В ХХІ веке Басов - художник с мировым именем. Особенно его талант почитают в Израиле. На святой земле он никогда не бывал, но израильтяне все равно считают его «своим». Хотя, несмотря на национальность, Израиль Басов часто повторял: «Я - не еврейский художник, не чей-то народный, я - художник «вабшчэ».

Иностранцы не раз порывались выкупить картины Басова, предлагали сотни тысяч долларов. Один немец даже хотел создать именную галерею в Мюнхене. Но художник всегда вежливо отказывался. Большая часть его работ до сих пор хранится в семье. Хотя заграничные предложения по-прежнему поступают, сын уверен: полотна отца должны оставаться в Беларуси.


ДОСЬЕ «СВ»

Израиль Басов родился в 1918 году в Мстиславле Могилевской губернии. Окончил Минское художественное училище (наставниками Басова были известные художники Виталий Цвирко, Иван Ахремчик, Хаим Лившиц). Профессиональный путь начинал с ретушера фотографий в родном городе. Работал оформителем в театре, рисовал афиши и номера для автомобилей. Во время Великой Отечественной войны служил в трудовой армии под Москвой. В 1953 году впервые принял участие в республиканской художественной выставке. В 70 - 80-х гг. практически не выставляется, но именно этот период стал самым плодотворным в творчестве Басова. Лишь в 1996 году, спустя два года после смерти, состоялась первая персональная выставка художника.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также