Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Внук Роджер Томпсон: Маяковский заваливал кровать бабушки незабудками и писал ее портреты

125 лет со дня рождения поэта празднуют этим летом по всему миру. Одному из самых значимых российских литераторов ХХ века посвятили тысячи выставок, спектаклей, книг, конкурсов

Поклонники принесли внуку Роджеру Томпсону для автографа поэму о Ленине на английском языке. Фото: Евгения Заболотских.

ПОЭТ У АППАРАТА

- Алло, барышня! Соедините с Маяковским.

В ответ мощный и нежный одновременно голос читает стихи:

- Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.

Это во дворе музея Владимира Маяковского в Лубянском проезде в день рождения поэта , в июле, устроили авангардную ночь. Любая желающая могла войти в телефонную будку, представить себя барышней, за которой он ухаживает, и послушать стихи в его же исполнении. Лирику Маяковского декламировали и другие - весь вечер избранные произведения читала актриса Анастасия Макеева. Сам музей все еще закрыт на реконструкцию. Но в стороне от даты, как видим, остаться не смог.

Одна за другой открываются после «ремонта» две мемориальные квартиры. Первая распахнула двери на Красной Пресне. Ее так и назвали «Квартирой на Большой Пресне». Там маленький Володя жил с родителями и сестрами после переезда из Грузии в 1912 - 1915 годах. Сейчас тут проходит выставка «Дочка», открытая при содействии дочери Маяковского Патриции Томпсон. Известная в России как Елена Маяковская, она ушла из жизни всего два года назад. Там воссозданы ее кабинет и гостиная, привезли и вещи из Нью-Йорка. Все предметы можно трогать. Листать книги о русских поэтах на английском языке, сидя на диванах.

Вторая - вскоре откроется. Она находится рядом - в переулке Маяковского. Здесь Маяковский жил вместе с Осипом и Лилей Брик с 1926 по 1930 годы.

Но если в мемориальные квартиры отправятся скорее люди постарше, то выставка «Маяковский от кутюр: искусство одеваться» привлечет молодежь. Она после годового перерыва снова начнет колесить по российским городам с 4 октября. Первый пункт маршрута - Белгород. В экспозиции много подлинных предметов мебели и одежды Маяковского. В частности, есть шкаф с откидной полочкой для бритья, который поэт смастерил сам.

- На экспозиции можно увидеть, как менялся имидж Маяковского, - объяснил директор Государственного музея Маяковского Алексей Лобов. - Как он из бунтаря с желтым бантом или в полосатой блузе, бросающего стихи в толпу, благодаря Лиле Брик превратился в классического советского поэта в свитере. Как только заговорили о Маяковском в контексте моды, увидели, что и наша аудитория помолодела.

sv14-2607-mayakovskiy-150.jpg
Щеголь 20-х годов с легкостью стал бы кумиром нынешних хипстеров. Фото: oralhistory.ru

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН

«Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете -
я выхожу замуж».

Поэма «Облако в штанах» - любимое у 63-летнего Роджера Томпсона, внука Маяковского, который приехал на празднование юбилея в Москву. Второе - «Бруклинский мост». Роджер не говорит по-русски и читает их в переводе на английский.

- Первое стихотворение создает очень романтическое настроение, второе напоминает о судьбоносной встрече моей бабушки и великого деда. Она случилась в 1925 году, - рассказал Роджер.

Маяковский, несмотря на то, что всю жизнь любил Лилю Брик, не отказывался от романов на стороне. В США увлекся переводчицей Элли Джонс. Их история была скоротечной, и о ней мало кто знал. Приходилось скрывать отношения, потому что возлюбленная поэта была русской эмигранткой Елизаветой Зиберт, бежавшей за океан. Покидая Штаты, Маяковский сделал сюрприз Элли: усыпал всю ее кровать незабудками.

- Это красивый мужской жест дорого обошелся Маяковскому, - упомянул Лобов. - На последние деньги он купил билет в каюту третьего класса. На место рядом с паровым двигателем. И благодаря его бьющему по ушам звуку родился рефрен стихотворения «Домой»: «Маркита, Маркита, Маркита моя, зачем ты, Маркита, не любишь меня...».

Оставшаяся в США Элли родила дочь Патрицию. Маяковский безумно обрадовался, узнав об этом. Но снова выехать в Штаты не смог. Он увидел малышку первый и единственный раз, когда ей было два года - в 1928-м. Элли вместе с ней отправилась отдыхать в Ниццу, и Маяковский, получив визу, сумел вырваться туда же. А 14 апреля 1930 года женщина узнала из газет, что отец ее дочери застрелился.

- Не было такого, чтобы мне сказали: «Так, Роджер, сядь, надо тебе кое-что рассказать. Та-да-дамм! Твой дедушка - великий русский поэт!» - улыбнулся внук Маяковского. - Но примерно лет с пяти я знал о том, что у него с моей бабушкой был роман, и они так и не поженились. Об этом шептались, запираясь в комнатах. Вообще дед преследует меня всю жизнь. То наткнусь на его фото в «Нью-Йорк Таймс», то на упоминания, то на книги! Лет пятнадцать назад у меня была встреча во Флоренции. Сделав дела, слонялся по городу, искал, где поужинать, и тоже случайно увидел музей, где проходила выставка Александра Родченко, и у входа стоял восьмиметровый потрет Маяковского.

КСТАТИ


Рисунки из семейного архива

Элли Джонс всегда помнила о Маяковском. Так же трепетно относилась к отцу и Патриция. В последние годы жизни принимала активное участие в подготовке к юбилею отца.

- Однажды усадила нас с Роджером рядом и рассказала о своей воле, - вспомнил Алексей Лобов. - Пожелала, чтобы часть ее праха развеяли в России на Новодевичьем кладбище, там же, где могила поэта.

Роджер собирается сделать это, но мешает бюрократическая волокита, связанная с тем, что останки матери надо вывезти в Москву из Нью-Йорка. Другая часть праха Патриции останется в США.

А еще Элли попросила все архивы, которые собирала долгие годы, передать нам, в Музей Маяковского. Записи, фотографии, рисунки...

Не все знают, что он был и художником. Рисовал с семи лет. Учился в Строгановском училище и создавал портреты, шаржи, например, живописца Илью Репина. Пастелью, маслом, тушью, акварелью, углем, карандашом. В годы войн и революций разукрашивал афиши, плакаты. В том числе знаменитые «Окна РОСТА».

- Мощный заряд исходит от афиш, которые делал Маяковский, - говорит Роджер. - Будто он встряхивает вас, хватая за грудки. Чувствую связь с некоторыми работами из семейного архива. Например, отдали на выставку рисунок, на котором нарисованы дед и бабушка. В двух углах. Маяковский изобразил себя не слишком красивым человеком с понурой головой, а глаза бабушки сделал сверкающими так сердито, что они напоминают две лампочки, которые смотрят на него сверху вниз, будто он в чем-то провинился.

Другой рисунок, который нравится Роджеру, говорит о любви Маяковского к Элли. После того как поэт вернулся в Москву, нарисовал дом Элли и вокруг поклонников, которым преграждает дорогу он.

Когда Роджер впервые приехал в Москву, они вместе с матерью отправились на Новодевичье кладбище навестить деда.

- И к нам подошел старик, - вспоминает Роджер. - Он был так преисполнен любви к Маяковскому, что, встретив мою мать, стал говорить с ней по-русски. Прикасался к ее руке, говорил о том, как любил Маяковского. Мы ничего не понимали, но чувствовали все его эмоции. Хотелось бы, чтобы люди помнили моего деда не только как поэта, но и как человека, который любил других и заботился о них.