«Оскар» для хрустального лебедя
Впервые за 22 года Беларусь выдвинула фильм на соискание главной премии мирового кино
На знаменитый конкурс отправят фильм-дебют начинающего белорусского режиссера Дарьи Жук. Сообщили об этом во время показа на престижном фестивале в Карловых Варах. Картина называется «Хрусталь». В зарубежном прокате Crystal Swan («Хрустальный лебедь»). Впрочем, это не случайный выбор. Фильм уже успел покрасоваться на кинофестивалях в Нью-Йорке и Таллине, причем на последнем взял приз за лучший кинопроект.
В новейшей истории фильмы на «Оскар» Синеокая выдвигала всего пару раз и очень давно. В 1994 году претендентом была лента «Я - Иван, ты - Абрам» Иоланды Зоберман с Владимиром Машковым, Александром Калягиным и Олегом Янковским. А в 1996 году Беларусь поставила на драму Дмитрия Астрахана «Из ада в ад». С тех пор попыток не было.
- Оно и понятно. Дело в том, что если на протяжении пяти лет страна не выдвигает претендентов, то национальный оскаровский комитет прекращает деятельность, - пояснил художественный руководитель «Беларусьфильма» Игорь Поршнев. - В нынешнем году он решил все-таки возобновить работу у нас. Сейчас готовим документы для выдвижения «Хрусталя».
Интересна география фильма. Это совместное производство Беларуси, США, Германии и России. Снимали его в республике, а вот автор картины, Дарья Жук, хоть и выросла в Минске, с 16 лет живет в Америке. Кстати, мотив ожидания переезда в Штаты - ключевой в «Хрустале».
НА СЪЕМКАХ
Режиссер Дарья Жук: Прохожие вызвали милицию из-за актеров с семечками
Автор картины рассказала «СВ» о том, как шла к своей мечте и что для нее значат девяностые.
СТАТИСТЫ С КУЛЬКАМИ
- Первый игровой фильм - и сразу такой успех. А вы ведь сначала изучали совсем другую специальность.
- Да, экономику в Гарварде… Но моя греческая подруга очень хотела попасть в класс по кино. Решила попробовать с ней. Она будто озвучила мечту, о которой я даже не думала. Прошла собеседование, попала в класс документалистики. Когда я взяла в руки камеру, показалось, что вдруг нашла себя и просто не смогу без этого прожить. Чтобы понять это окончательно, потребовалось десять лет. Занималась продюсированием, дистрибуцией, помогала друзьям продавать их фильмы. Но назойливая идея самой снимать кино не отпускала.
- В этот период работали на американском канале HBO. Том самом, где придумали «Секс в большом городе», запустили «Игру престолов» - работа мечты.
- Многим так казалось. Но мне не нравилось. Работа была совсем не связана со сценариями, режиссурой... скорее с поиском новых бизнес-идей. Даже стыдилась ее и скрывала, что я на HBO. Сейчас понимаю, меня бы просто не стали воспринимать как творческого человека, останься я там. Нужно было уйти и сменить профессию, чтобы теперь обсуждать с тем же HBO уже совместную работу.
- Поначалу снимали документалки. Почему переключились на игровое кино?
- Как продюсер сделала несколько документальных фильмов и поняла, что это довольно сложно. Работа над одним проектом может занять и пять, и десять лет. Следишь за героями и ждешь, когда произойдут изменения. А игровым кино для меня заниматься несколько легче. И быстрее. От старта до фестивальной премьеры «Хрусталя» прошло всего 2,5 года!
- Как появилась идея фильма?
- Сначала возник сюжет - он отчасти биографический: такая история действительно произошла с одной моей знакомой. Стало понятно, что кино обязательно надо снимать в Беларуси: это очень близкая мне тема, которая разворачивается в девяностые годы. Очень много идей было у съемочной группы. Оказалось, что у каждого свое восприятие 90-х.
Для меня это время, когда все испытывали большой оптимизм, казалось, весь мир у ног. Когда хлынул огромный поток западной культуры, появилась возможность придумывать что-то свое, а не следовать по проложенной дороге - это было очень вдохновляюще.
- Вы увидели Беларусь после перерыва. Что впечатлило?
- На съемках была потрясающая история. Снимали на Круглой площади в Минске. Поставили статистов, которые в переходе торговали семечками. Так вот, люди, выходящие из метро, подумали, что это несанкционированная торговля и стали звонить в милицию. Им и в голову не пришло, что это кино!
- Почему такое название фильма?
- Хрусталь - словно воплощение сверкающей мечты: к ней стремится героиня, но та разбивается о реальность. И еще именно хрусталь выдувают на заводе в небольшом вымышленном городе, где разворачивается действие. Это материал, которому раз за разом придают форму. Как общество хочет придать форму главной героине, ведь она немножко не из этого мира, а люди не могут воспринимать ее непохожей на них.
- Какая фестивальная судьба у фильма?
- Уже получили приглашения от фестиваля восточноевропейского кино из Коттбуса, выборгского «Окна в Европу», фестиваля европейского кино в сербской Суботице. Не стали ждать ответа от отборщиков венецианского фестиваля, где были в шорт-листе, и решились сделать премьеру в Карловых Варах. И, как оказалось, не прогадали. Не было трудностей с переводом с русского на чешский. Там людям близка история богемского хрусталя, а по улицам ходят такие же чудесные бабушки, как и в Беларуси. Люди поняли фильм. Вышли потрясающие рецензии - американские и чешские. Удивлена тем, как они попали в точку.
СЛОЖНОСТИ ИЗ-ЗА СИНЕГО ПАСПОРТА
- В национальном прокате премьера состоится 30 августа в Минске?
- Зависит от того, какой интерес будет у кинотеатров. Уже есть предложения. Но все же не надо забывать, что «Хрусталь» - это штучное кино.
- Российские фестивали неужели не звали вас?
- Почти попали на «Кинотавр», ведь «Хрусталь» - совместное производство, в том числе и с РФ. Но там решили, что мы все-таки не оте-чественная картина, хотя у нас есть российский продюсер. Парадокс в том, что сложности возникают от того, что у меня белорусский паспорт. Если бы между нашими странами было бы соглашение по производству кино, это бы всем помогло. Но сейчас многие отличные вещи работают только в одну сторону. Например, у России есть программы по копродукции, продвижению ее на европейский рынок, а у Беларуси - нет.
А КАК В РОССИИ?
Варианты для киноакадемиков
Кандидата на «Оскар» от РФ обычно выбирают ближе к октябрю. Но уже сейчас можно очертить круг основных претендентов.
- Хотя до конца года еще шесть месяцев, фестивали, на которых обычно выявляют кандидатов на «Оскар», уже позади. Вероятных претендентов от России - целых пять, - говорит кинокритик Егор Москвитин. - Это «Война Анны» Алексея Федорченко, дебютировавшая в январе в Роттердаме; каннское «Лето» Кирилла Серебренникова, «Довлатов» Алексея Германа-младшего, показанный в феврале в Берлине, и два июньских триумфатора «Кинотавра» - «Сердце мира» и «История одного назначения». Наибольшие шансы - у первых двух. «Война Анны» - почти немое кино о Холокосте глазами маленькой девочки. Достойный преемник таких оскароносных европейских картин, как «Жизнь прекрасна» (1998), «Ида» (2014) и «Сын Саула» (2015). Но у «Лета» есть два важных козыря: его медийная судьба, связанная с арестом Кирилла Серебренникова, и сильные западные дистрибьюторы, которые смогут донести до членов киноакадемии необходимость посмотреть фильм. А это очень важная часть борьбы за «Оскар». Те же прокатчики фильмов Андрея Звягинцева о ней никогда не забывали - и поэтому добивались в Америке наибольших успехов. Что касается остальных трех фильмов, то они, увы или к счастью, - заложники русского менталитета. Киноакадемия США предпочитает кино, понятное всем. Мы же страсть как любим разговаривать с миром загадками - вот он нас иногда и не понимает.
О чем фильм
Действие в картине «Хрусталь» разворачивается в 90-е годы. Главная героиня - диджей Веля - мечтает уехать в США. Ей надо подтвердить благонадежность - наличие официальной работы и зарплаты, но из-за ошибки в липовых документах девушка на неделю оказывается в поселке Хрустальный. Там, в незнакомой семье, она будет ждать звонка из посольства. И даже Минск в какой-то момент покажется таким же далеким, как и Америка.