Сергей Жилин: Вдруг вбежал Клинтон и схватил саксофон
О программе, которую представит на Дне Союзного государства в Витебске, о том, как играл вместе с президентом и умудрялся дирижировать лицом, рассказал руководитель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз»
СОБЕРЕМ ЯРКИХ И САМОБЫТНЫХ
- Сергей, каким по счету будет для вас «Славянский базар»?
- Уже третьим. Давали джазовые концерты, было большое выступление в Летнем амфитеатре. «Славянский базар» прекрасен! Напоминает мне фестиваль в швейцарском Монтрё, который давно вышел за рамки чисто джазового мероприятия.
- Чем порадуете в этот раз?
- Устроим масштабный сборный концерт в День Союзного государства. Приедем в Витебск всем оркестром «Фонограф-Симфо-Джаз». Исполним много разножанровых произведений и покажем через музыкальное богатство народов Беларуси и России их неразрывную дружбу и культурный союз. Несколько произведений прозвучит в новых аранжировках - «Этот город» группы «Браво», «Погода в доме» Ларисы Долиной. А на основе песни Игоря Николаева «Сто друзей» готовим увертюру.
- Певцов, которых назвали, пригласили выступить на своем концерте?
- Лариса Долина и Игорь Николаев - мои большие друзья. Увидите Петра Елфимова, Алену Ланскую, Ивана Вабищевича, а также победительницу детского и взрослого конкурсов «Славянского базара» прошлого года - Марию Магильную из Могилева и москвичку Полину Богусевич. Постараюсь объединить ярких и самобытных артистов Беларуси и России в единый творческий союз.
- Ваши концерты идут подряд с выступлениями Эмира Кустурицы и Горана Бреговича. Знакомы с ними?
- Вживую их еще не слышал. Если удастся познакомиться и пообщаться, буду рад.
ДЖАЗ В ЗАКОНЕ
- Почему название всех ваших коллективов начинается со слова «Фонограф»?
- Это наш бренд. Придумал его 35 лет назад. Сначала был один музыкальный коллектив. Потом он вырос до Культурного центра. Сейчас это уже группа компаний, в которую входят звукозаписывающая студия, прокат светового и звукового оборудования, студия эстрадно-джазового искусства для детей и взрослых, организация мероприятий и непосредственно музыкальные коллективы: от сольного исполнителя в моем лице и дуэтов до оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз».
- Говорят, можно увлечь джазом даже самого далекого от этой музыки человека. Дело в искренности?
- В том числе. Всегда хотел добиться такого звучания, чтобы любой публике, вне зависимости от глубины познаний в джазе, было интересно. Чтобы зрители как минимум могли получить положительные эмоции, а как максимум - влюбились в джазовую музыку. В «Фонографе» каждый не просто любит музыку, но живет своим делом. Наверное, поэтому вместе становимся магнитом, который притягивает все больше и больше ценителей.
- Известный американский музыкант Дюк Эллингтон как-то сказал, что «джаз - выражение полной свободы».
- Не соглашусь. Свобода есть в любом искусстве. В джазе она, безусловно, выражена в значительной степени, но все же в рамках определенных правил. Вот вы цитируете Эллингтона, а мне вспоминается Дэйв Брубек (американский джазовый композитор. - Ред.). Когда его спросили о свободе в джазе, он отвечал, что многие не понимают, насколько нужно быть дисциплинированным, чтобы его играть. Нельзя выйти и сделать все, что хочешь. Еще он приводил параллель с демократией, суть которой - свобода в рамках закона и дисциплины. Согласен с ним.
- Вы харизматичный ведущий. Учились подавать себя на сцене или да здравствует природный талант?
- Спасибо за лестную оценку. Не только учился, но и продолжаю учиться по сей день. В юности, когда только собрал «Фонограф», перед первыми публичными выступлениями просил коллегу-танцора показать, как правильно ходить по сцене, представлять музыкантов, кланяться. А когда пришло время встать за дирижерский пульт, сам добивался четкости движений. Кстати, я не использую дирижерскую палочку. Конечно, первое время на концертах было слишком много эмоций. В ход шли не только руки, но и гиперактивная мимика. Забавно, но музыканты меня понимали.
- Без «Фонограф-Симфо-Джаза» трудно представить шоу «Голос». Присмотрели ли вы кого-то из участников себе в оркестр?
- Со многими продолжаем сотрудничать. Дина Гарипова, Иван Вабищевич, Петр Елфимов, Елена Максимова и другие. Из детского «Голоса» тоже довольно много ребят. Та же Полина Богусевич и Андрей Клубань, например, после проекта пришли учиться к нам в творческую студию.
Признание
«Иногда хочется стать невидимкой»
- Вы дружны с президентами разных стран. Вот с бывшим главой США Биллом Клинтоном как-то выступали.
- Дружу с президентами - громко сказано. В то время я достаточно плотно общался и дружил с Павлом Овсянниковым (худрук и дирижер Президентского оркестра РФ. - Ред.). Он-то и позвал меня поучаствовать в этом действе. Все знали, что в каждой стране, куда Клинтон приезжает впервые, он играет на саксофоне. Но никому не известно наверняка, будет он играть в этот раз или нет. На всякий случай саксофон приготовили. Прием затянулся, и, казалось, Клинтон играть уже не будет… Но вдруг он буквально влетел в зал и схватил подготовленный для него саксофон. Я волновался, вдруг предложит тему, которую не знаю. Но он остановился на достаточно популярных вещах. Сказал: Summertime, key A. Я же играл эту мелодию в шести тональностях, но не в этой! Руки дрожали, но все сделал без ошибок. А второй композицией была My Funny Valentine. Наш маленький джем-сейшн прошел на бис.
- Гастрольный график расписан на год вперед. Как удается быть в форме?
- Люблю свою работу. Общение со зрителями, их энергетика, эмоции возвращают затраченные силы. Всегда. Стараюсь при любой возможности поспать, а еще заниматься спортом. Это жизненно необходимо.
В детстве обожал футбол! Бывало, даже сбегал от инструмента, чтобы погонять во дворе мяч. Сейчас не играю, но за играми нашей сборной на ЧМ-2018 слежу.
Как только выдается свободный час, посвящаю его плаванию или спортзалу. При моем ритме жизни сложно делать это регулярно.
- Если бы вдруг стали невидимкой, куда бы пошли?
- В свой офис. А что, это было бы любопытно. Приходишь, тебя никто не видит, и наблюдаешь, как расслабляются сотрудники. Помните шутку: «В отпуск уехал один директор, а отдохнул весь коллектив».
ДОСЬЕ «СВ»
Сергей Жилин родился в 1966 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе при консерватории, но его отчислили. Окончил ПТУ по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». Поступил в студию музыкальной импровизации при ДК «Москворечье», через год создал оркестр «Фонограф». Первый большой сольный концерт состоялся в 1995 году. Коллектив участвовал в мюзикле «Чикаго», рок-опере «Парфюмер». Много работал в ТВ-проектах: «Танцы со звездами», «Две звезды», «Голос», «Голос. Дети». Заслуженный артист РФ.