«И вот иду, как в юности, я улицей Заречною...»
Название легендарному кинофильму дал живописный уголок в Витебске
- У нас не урок ботаники. Сядьте и больше не опаздывайте.
Фото: кадр из фильма
«Весна на Заречной улице» - шедевр советского кинематографа, давно переживший свое время. Фильм вышел на экраны в 1956 году. Свежий глоток начинавшейся оттепели.
ПЕРВАЯ КАПЕЛЬ
Народ валом валил в кинотеатры. К кассам выстраивались огромные очереди. Фильм стал лидером проката и собрал более сорока миллионов зрителей. «Весну» частенько и сейчас ставят в эфирные сетки на телеканалах, как правило, по праздникам. У экранов собираются и стар, и млад. Светлый, чистый фильм смотрится на одном дыхании. Западает в душу. Почему? Потому что он о вечном - о любви. Без пропагандистской фальши, человеческой грязи и житейской пошлости, от которой захлебывается нынешний кинематограф. «Весна» чиста, как первая капель.
Молодая учительница литературы Татьяна Сергеевна после пединститута приезжает по распределению в вечернюю школу в один из рабочих городков, где в нее влюбляется передовой сталевар, душа компании, весельчак и любимец всех местных девчонок Саша Савченко. Но Татьяна игнорирует его ухаживания. Привыкший к легким победам кавалер чувствует себя уязвленным. Считает (ошибочно, конечно), что это чуть ли не классовая неприязнь - интеллигентная столичная барышня презирает его, простого работягу. Досадуя и ревнуя, бросает он школу и пытается забыть Татьяну. Но вскоре понимает, что по-настоящему ее любит. И вновь делает ей шаг навстречу… Таков вкратце сюжет. Никакой дистиллированной водицы. Мощно. Динамично. Романтично.
ЗНАКОМЫМИ ДВОРАМИ
Название фильма - отдельная любопытная тема, навеянная поэтическими строчками. В ней самым непосредственным образом замешан белорусский Витебск. Дело было
так.
Знаменитый композитор Марк Фрадкин победной весной 1945 года вернулся с войны в родной Витебск. О нахлынувших эмоциях, впечатлениях он рассказал своему другу, поэту Михаилу Матусовскому. И тот написал стихотворение, в котором были в том числе такие строки:
«И вот иду, как в юности, я улицей Заречною.
И нашей тихой улицы совсем не узнаю.
Здесь вырос сад над берегом с тенистыми дорожками.
Окраины застроились, завода - не узнать…»
Фрадкин сказал: «Здорово!» Сел за рояль и за вечер сочинил мелодию. Так появилась одна из самых проникновенных послевоенных песен «Вернулся я на родину». Причем тут кино? А вот причем.
В основу сценария фильма легла пьеса о сталеварах Феликса Миронера. Автор долго мучился с названием - нужно было что-нибудь такое... романтическое. Как-то услышал по радио песню «Вернулся я на родину», и тут же сложилось название пьесы: «Весна на Заречной улице».
Прочитав пьесу, Марлен Хуциев, друг и сокурсник Миронера по ВГИКу, увидел в ней готовый материал для своего дебютного фильма. Вместе написали сценарий и запустились на Одесской киностудии.
С актером на роль Саши Савченко режиссер определился сразу: Николай Рыбников, которого он знал «сто лет». Учась во ВГИКе, они жили в общежитии в одной комнате. До съемок в «Весне» Рыбников еще не был так знаменит, хотя уже сыграл в картинах «Тревожная молодость» и «Чужая родня». На первой же пробе Рыбникова зарубили - руководство киностудии настаивало на другом кандидате. Хуциев уперся: только Рыбников. После второй пробы его наконец утвердили.
НЕ ТОЧКА, А МНОГОТОЧИЕ
Успех был феноменальный. Николая Рыбникова нагнала всесоюзная слава. Он стал кумиром поколения и сыграл еще десятки выдающихся ролей. Чего, к сожалению, нельзя сказать о Нине Ивановой, сыгравшей роль учительницы, в которую влюбился Саша Савченко. Она не имела актерского образования - закончила мединститут и не планировала связывать жизнь с кино. Но знакомый студент ВГИКа попросил ее сыграть в его дипломной короткометражке, которую увидел Хуциев. Так Иванова попала в команду «Весны…». Ее утвердили без проб. На съемках у нее завязалась не киношный, а самый настоящий роман с оператором Радомиром Василевским. Участники киногруппы даже шутили, что во время съемок камера смотрела на нее влюбленными глазами, поэтому Татьяна Сергеевна особенно красива на экране. В шутке была огромная доля правды. Вскоре они поженились.
После премьеры «Весны…» Нина Иванова стала знаменитой. Но история главных героев картины не закончилась. В заключительном кадре после слова «Конец» стоит не точка, а многоточие. В одном из фильмов, снятых несколькими годами позже, где Иванова сыграла небольшую роль, на вопрос - как ваша фамилия? - ее героиня отвечает: «Савченко…» Намек на то, что Сашка-сталевар и учительница из «Заречной улицы» все-таки поженились. Иначе и быть не могло.
Есть вопрос
Почему Сталевар не потеет?
В фильме все, как в жизни. По-настоящему. Никакой бутафории. Герой Рыбникова по профессии - сталевар. Натурные производственные сцены снимали на металлургическом комбинате. Чтобы вжиться в образ, Рыбников несколько недель ходил на завод, обучался премудростям огненной профессии.
Наставником у него был Николай Пометун, будущий Герой Социалистического труда. Ровесники, они быстро нашли общий язык. Актер, даже став знаменитым, никогда не страдал звездной болезнью. Всегда был по-человечески прост и дружелюбен. Знатный сталевар учил актера, как правильно подходить к печи, работать лопатой во время плавки. Тогда-то у Рыбникова обнаружилась вдруг любопытная особенность. Даже стоя у раскаленной доменной печи, он… не потел. С настоящих работяг катилось в три ручья, а он был сух, как лист. Выход нашли элементарно простой - перед каждым дублем его окатывали ведром воды, после чего он смотрелся в кадре совершенно натурально.
Комиссии, выпускавшей фильм в прокат, показалось, что герои ведут слишком разнузданный образ жизни. Пьянствуют, понимаешь, после заходят в школу через окно. Таким ли должен выглядеть на экране человек труда? Потребовали вырезать сцены застолий. Но Хуциев был тверд: не только не дал убрать крамольные кадры, но и доснял эпизод, где один из героев разглядывает бутылку шампанского и разочарованно констатирует: «Сухое…» В итоге фильм вышел в изначальной режиссерской версии.
Киноляпы
Легким движением камеры перчатки превращаются в варежки
Фильм вошел в золотой фонд оте-чественного кино. Его посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Разобрали на цитаты. Изучили каждый кадр и нашли несколько ляпов. Так, в одной из сцен грузовик имеет разные номера. В другой - главная героиня, выйдя из школы на улицу, надевает перчатки, но в следующем кадре она уже в варежках.
В финальной сцене сразу несколько забавных косячков. Трижды чудесным образом меняются в кадрах цветы на подоконнике. Сашка распахивает окно - от порыва ветра разлетаются тетрадные листочки со стола. Герой бросается их подбирать. Рукава его рубашки то опущены, то подвернуты. Когда успел? Поди разберись. В кино любые чудеса возможны.
ДОСЛОВНО
Марлен Хуциев, режиссер-поста-новщик фильма:
- «Весна на Заречной улице», пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко. Собралась очень дружная группа. Жизнь была веселая. Мы были молоды, нам хорошо и гулялось, и пилось. Спорили. Искали. Но работали легко, без каких-либо внутренних мук. Теперь я знаю наверняка, что все вечное и радостное рождается лишь в молодости.