Конец прекрасной эпохи...
Сегодня на 83-м году жизни скончался режиссер, актер, сценарист, депутат Государственной Думы Станислав Говорухин
Он обладал десятками регалий и титулов. Но для обычных людей, зрителей – это потеря невосполнимая. В памяти всплывают десятки любимых фильмов, на которых выросли поколения, - «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Место встречи изменить нельзя». Свой последний фильм «Конец прекрасной эпохи» режиссер снял уже в преклонном возрасте – в 80 лет.
«ВСЕ В ПОРЯДКЕ, РАБОТАЕМ!»
В последние несколько лет он часто болел. Общался через помощницу и пресс-секретаря, редко бывал в публичных местах. Не любил это дело. Впрочем, на вопросы о самочувствии всегда отвечал однозначно: «Все в порядке, работаем!»
Заволновались о здоровье Станислава Сергеевича накануне вечером 13 июня. Но пресс-секретарь Мария Шоппо журналистов успокоила, опровергнув слухи о его смерти. Впрочем, тот факт, что он находится в больнице в тяжелом состоянии, опровергать не стала.
О том, что мастера кино больше нет, стало известно утром 14 июня. Об этом объявил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин на заседании Госдумы. «Скончался после продолжительно болезни…», - как гром среди ясного неба прозвучали эти слова.
Сомнения развеяны. Боль утраты, грусть о том, что судьба забирает великих. Воспоминания о главных вехах жизни мастера с большой буквы…
УМЕЛ НАСТОЯТЬ НА СВОЕМ
После окончания ВГИКа Станислав Сергеевич уехал работать на Одесскую киностудию. Он любил этот город.
1967 год. Фильмы о геологах, моряках, мужественных мужчинах и преданных красивых женщинах пользуются бешеной популярностью и сразу заполняют залы до отказа. Говорухин снимает свою первую ленту «Вертикаль». Картина вышла на экран и немедленно была принята миллионами. Аншлаги в кино.
- Он умел настоять на своем, - вспоминает актриса театра и кино Лариса Лужина работу со Станиславом Говорухиным над «Вертикалью». - Когда Говорухин предложил Высоцкого в картину, дирекция Одесской киностудии возмутилась: «Нет, только не он! Это головная боль!» Станислав Сергеевич - человек твердого характера, ответил: «Не будет Высоцкого - не будет фильма!» Студии картина была важна, махнули рукой: «Ладно, пусть. Главное, чтобы не было его песен». А поскольку снимали и жили в Приэльбрусье, никто особо за нами не следил, то… картина вышла, а в ней - четыре песни Высоцкого. Убирать уже не стали.
КЛАССИКА ЖАНРА!
Талант Говорухина проявлялся многогранно. По его сценарию сокурсник Борис Дуров снял «Пиратов ХХ века» - классика жанра! Эффект тот же – переполненные залы, мальчишеский восторг зрителей разных возрастов, желания еще и еще раз посмотреть «Пиратов»…
В Одессе Говорухин работал более двадцати лет. Экранизировал «Робинзона Крузо», «Тома Сойера», «Гекльберри Финна» - свои любимые книги детства. Именно в этом городе Станислав Сергеевич впервые испытал себя и на актерском поприще. Позже продолжил сниматься в картинах других режиссеров. Актерство не было - прихотью или хобби. Это еще одна полноценная профессия. Отдавался он ей полностью и самозабвенно. На его счету около тридцати образов.
КАК ВЫСОЦКОГО В КИНО «ПРОБИВАЛ»
Главным делом жизни оставалась режиссура. В 1979 году в Одессе он снял пятисерийную ленту «Место встречи изменить нельзя». Одна из лучших телевизионных отечественных картин, сорок лет не сходящая с телеэкрана. Основа – крутая история из непростой жизни московской милиции.
Сначала ее описали в своем романе «Эра милосердия» братья Вайнеры, позже ее же он взял за основу фильма. Бесстрашным Глебом Жегловым были очарованы едва ли не все женщины Советского Союза. «Ты умный, а я так - погулять вышел!» - говорит то и дело каждый, уже и не вспоминая о том, что реплику впервые произнес герой Высоцкого.
Говорухин сразу знал, кому отдаст роль начальника отдела МУРа по борьбе с бандитизмом. Но Высоцкого в то время нужно было «пробивать» в кино. Чтобы его утвердили, режиссер пошел на хитрость. Показал на худсовете заведомо провальные пробы на Жеглова других актеров. И руководители сами замахали руками: «Нет-нет, лучше Высоцкий!»
В картине режиссер поднимается к осмыслению сложнейшей проблемы – право на правосудие. Он снимет об этом еще несколько серьезных фильмов. «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят».
ТРЕНИНГ ДЛЯ АКТЕРА
Встреча с режиссером такого уровня для актера – всегда большое событие, тот самый «билет» в большое будущее. Многие мечтали попасть к Говорухину. Для некоторых эта мечта стала явью.
- Встреча и работа с режиссером Станиславом Говорухиным, мэтром отечественного кино, безусловно, стала для меня знаковой, - вспоминает актриса Екатерина Гусева. – Его фильм «Уик-энд» снят в черно-белой стилистике, обнажающей суть. Работа с ним всегда – это своеобразный тренинг, что для актера всегда особо ценно.
Станислав Сергеевич всю жизнь много работал, щадил себя. Встречающим его впервые казался весьма суровым. Резкие, почти суровые черты лица. Пристальный хмурый взгляд. Но это не отнюдь не высокомерие, просто таким образом он постепенно всматривался в собеседника. Никаких показных жестов, никаких взрывов. За этим всегда скрываются сильные эмоции, эти же эмоции позволили ему снимать свои фильмы. Они же постепенно разрушали изнутри его организм, ухудшали здоровье. И в итоге забрали его от нас...
ДОСЬЕ «СВ»
Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники Пермского края. На его счету более 20 режиссерских работ. Сыграл более 30 ролей в кино и на телевидении, в том числе и культовом фильме Сергея Соловьева «АССА». Работал и как сценарист. В 2005 году вступил в партию «Единая Россия», в том же году занял пост главы комитета Госдумы по культуре.