Салют из цветов
Павловопосадские шали и платки - визитная карточка России, популярный сувенир и всегда актуальный аксессуар модниц. У каждого рисунка на платках - своя история. Специально к 9 Мая в этом году «Павловопосадская платочная мануфактура» выпустила восстановленную шаль «День Победы» Екатерины Регуновой.
В ПАМЯТЬ О ТЕХ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ
Шаль «День Победы» была впервые выпущена в 1975 году по случаю 30-летия Победы. Именно в тот год Давид Тухманов написал песню «День Победы», ставшую неофициальным гимном празднования капитуляции фашистского режима и окончания Великой Отечественной войны.
Это яркий красивый платок из уплотненной шерстяной ткани с шелковой бахромой. Шаль-воспоминание, радость встречи и светлая грусть о тех, кто не вернулся с фронта. Как песня из тех далеких лет, память о которых живет и по сей день.
По словам главного художника «Павловопосадской платочной мануфактуры» Виктора Зубрицкого, особенность шали - торжественная, «звонкая» композиция. Яркий контраст, крупные цветы. Наряду с розами и георгинами к месту в этом букете полевые цветы. Это неспроста — ведь зачастую именно ими встречали женщины своих солдат с войны. Композиция букета построена таким образом, что напоминает праздничный салют.
Автор этого рисунка, как и многих других павловопасадских платков, Екатерина Регунова. Она проработала на мануфактуре несколько десятилетий. В 2009 году ушла из жизни. «Платок должен быть похож на персидский ковер, на который смотришь и всегда находишь что-то новое. А впечатление от него должно быть как от моря, смотреть на которое не устаешь никогда», - любила говорить она.
Екатерина Петровна родилась в 1926 году в Павловом Посаде. В 1945 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, поступила работать на фабрику имени 10-летия Красной Армии. Член Союза художников СССР, Заслуженный художник России (2001 год), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина. Автор более 900 рисунков платков и тканей. Среди самых известных работ Екатерины Петровны помимо знаменитой «Розы и Рябины» (та самая «Рябиновая шаль») - «Браслет», «Цыганка Аза», посвященная любимой внучке Майе, «Аграфена», «Невеста», и, конечно же, «День Победы»…
Ей довелось множество раз участвовать в отечественных и международных выставках - Всемирных выставках в Брюсселе (1958, там удостоена золотой медали) и в Дамаске (1961), в Лейпциге (1966) и в Монреале (1967). Лучшие ее работы хранятся в Государственном историческом музее, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Мурманском художественном музее, Чугуевском историко-культурном заповеднике им. И.Е. Репина и других музеях страны.
ЗАБЫТЫЕ УЗОРЫ
Когда-то платок был неизменным атрибутом женщины. В будни носили обычные платки, а по праздникам - яркие, расшитые красивыми узорами шали. К праздничным относились и павловопосадские платки. Их необычные узоры покорили подиумы. Они узнаваемы во всем мире.
Фабрика павловопосадских платков работает уже несколько сотен лет. Началось се с небольшого крестьянского предприятия еще в 1795-м, которое позже развилось в крупную мануфактуру. Популярные орнаменты менялись - в XIX веке, например, в тренде были турецкие узоры, к началу XX-го стали особенно цениться цветочные узоры. Романтичное отношение к окружающему миру характерно для этого периода, и это не могло не коснуться популярных орнаментов. Самые часто используемыми в узорах видами цветов - розы и георгины, но изображались и другие растения, причем выше ценились садовые. В послевоенное время немало старых рисунков было утрачено.
Сегодня павловопосадские платки производятся и пользуются большим спросом. Художники создают новые эскизы, которые учитывают модные тенденции, а также восстанавливают узоры прошлого. Работа по перевыпуску старых и старинных моделей платков ведется с конца 1980-х годов. Художники и дизайнеры обратили внимание, что многие рисунки, как дореволюционной поры, так и раннего, среднего и позднего советского периодов, очень нравятся современным покупателя. Иногда меняется колорит, иногда композиция и т.д. Например, платок «Круг» (автор - К.Е. Аболихина, 1930) переработан художницей Сотсковой в 1992 году и выпускается сейчас под названием «Молитва».
Некоторые изделия выпускаются без переработки. Так, шаль Л.И. Шаховской «Белые розы» выпускается с 1960-х до сих пор в неизменном виде и пользуется неизменной популярностью. В этом году увидят свет пять-шесть переработанных и непереработанных моделей, который выпускались 30-50 лет назад.