«Дездемона» в коробке из дверного косяка
Тридцать лет спустя агенты ФБР нашли украденное полотно Шагала
Холст наконец оказался в крепких руках сотрудников ФБР, которые передадут его новым владельцам. Фото: Fbi.gov
ОГРАБЛЕНИЕ ПО-МАНХЭТТЕНСКИ
- Хэллоу. У меня для вас отличное предложение, - услышал в трубке незнакомый голос владелец вашингтонской галереи искусств. - Такого Шагала вы еще не видели.
Голос не врал. Полотно знаменитого художника «Отелло и Дездемона» никому не попадалось на глаза уже тридцать лет. Его украли. Но коллекционер отлично знал печальную историю картины и тут же набрал номер ФБР...
- Работа белорусского живописца на сюжет Шекспира бесследно исчезла в 1988 году после ограбления нью-йоркской квартиры ювелира Эрнеста Хеллера и его жены Роуз, - рассказал сотрудник Бюро Тим Карпентер.
Пара была заядлыми коллекционерами, и богатые апартаменты на Манхэттене больше напоминали музей: на стенах Пикассо, Ренуар, Хоппер, рядом скульптуры и изящная мебель... Все это было перевернуто вверх дном, когда семейство вернулось из отпуска. Пропали ювелирные изделия, ковры, столовое серебро и тринадцать самых ценных полотен. В том числе и Шагал. Общая стоимость похищенного примерно 1,3 миллиона долларов.
- Следователи пришли к выводу, что, поскольку сигнализация в квартире не сработала, кражу совершил кто-то, работавший в здании и имевший доступ к системе безопасности, - дополнил Карпентер. - Скорее всего, это один из охранников. На работу он больше не пришел. Действовал по заказу. Полотно передал посреднику, а тот должен был продать его заказчику. Но сделка сорвалась. Следующие попытки были предприняты через посредника в 2011 и 2017 годах. Тридцать лет дорогостоящая картина пролежала на чердаке в Мэрилэнде в самодельной коробке, собранной из дверного косяка и фанеры. На крышке надпись: «Разное. Школьные работы».
СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
Интересно, что в отчетах полиции Шагала назвали «белорусским художником», хотя произведение относится уже к парижскому периоду. «Отелло и Дездемону» он написал в 1911 году.
Хеллеры владели картиной больше полувека. Полотно в 1913 году приобрел у самого Шагала отец тогда еще восьмилетнего Эрнеста Хеллера Сэмуэль, отдав на нее пятьдесят долларов. В 1974-м аукционисты Sotheby’s оценили полотно в 50 - 65 тысяч долларов, но Эрнест не захотел продавать произведение искусства, заявив, что это для него «сентиментальная ценность».
Искусствоведы на 99 процентов уверены: картина - подлинник. На лицевой стороне подпись Chagall. Сзади пометки - 1967 год, Кунстхауз, Цюрих. Место, где выставлялась картина. Проверка произведений витебского гения - одна из самых строгих. Для защиты прав в Париже даже создали Шагаловский комитет.
- При оценке работ у них есть важный пункт. Если картина, представленная на экспертизу, фальшивая, требуют публичного уничтожения, - рассказывает «СВ» директор музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова. - Но «Отелло и Дездемоне» такая участь вряд ли грозит. У картины хороший провенанс (история создания и владения предметом искусства. - Ред.) Прочитываются и мотивы любимых сюжетов художника: Дездемона, лежащая в постели, похожа на роженицу с шагаловского полотна «Рождение».
СУДЬБУ РЕШАТ НАСЛЕДНИКИ
Судить за кражу ни вора, ни посредника не будут. Сроки давности истекли. Владельцы полотна давно умерли, поэтому его передадут четверым наследникам: внукам - Белле, Меред и Питу Мейерам, а также внебрачному сыну Дэвиду Макнилу. Они уже объявили, что вскоре выставят картину на аукцион.
Часть вырученных денег пойдет страховой компании, которая тридцать лет назад перечислила Хеллерам сто тысяч долларов за утраченного Шагала. Остальное собираются отдать на благотворительность - колонии художников, основанной в 1907 году, Колумбийскому университету и медицинскому центру в Нью-Йорке.
Однако специалисты считают, что «Отелло и Дездемона» не поставят рекордов. За утраченное и вновь обретенное полотно вряд ли удастся выручить больше миллиона долларов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Фото:Pelhamcommunications.com
Марк Шагал - единственный в мире художник, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий по всему миру: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы.
По заказу Шарля де Голля художник оформил плафон Гранд-Опера в Париже. Через два года написал два панно для Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.
В июле 1973 года в Ницце открылся музей - «Библейское Послание Марка Шагала», чуть позже он получил статус национального.
В плохом настроении он рисовал только библейские сцены или цветы. Цветы продавались лучше, это расстраивало художника.
«ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ» ПУСТЯТ С МОЛОТКА
«Отелло и Дездемона» - не последняя картина Шагала, которая может скоро «прогреметь». 15 мая в Нью-Йорке на аукционе «Кристис» Национальная галерея Канады собирается продать работу Шагала из своих фондов. Всего здесь хранится два полотна художника.
- «Эйфелева башня» не соответствует концепции музея, - пояснил директор галереи. - Нам жаль расставаться с Шагалом, и решение было непростым. Взамен хотим приобрести картину канадского художника, важную для национального наследия. Его имя и работу пока не разглашаем.
Кстати, Шагал сегодня считается одним из самых дорогих художников в мире. По оценкам аукционного дома, картина «Эйфелева башня» принесет от шести до девяти миллионов долларов. Но могут быть и сюрпризы.
Так, в ноябре 2017-го «Влюбленные» Шагала ушли за 28,5 миллиона долларов, хотя ожидали всего 18. Пока «Влюбленные» - самая дорогая из когда-либо проданных картин Шагала. Удастся ли побить рекорд в этом году?
ЕГО КАРТИНЫ ПОДПИСЫВАЛИ ЛЕВИТАНОМ
Почему же картины Марка Шагала до сих пор всплывают по всему свету? По словам Ирины Вороновой, дело в постоянных странствиях художника:
- В 1911 году Марку Шагалу пришлось оставить Париж - отправиться в Россию. Свои работы отдал на хранение товарищам. Отлучка из-за Первой мировой войны и революции затянулась на несколько лет. Ученики уже не ждали Шагала живым. Мастерские стали потихоньку разбирать по частям: использовали его холсты для своих работ и писали поверх. Сколько картин так расползлось, сказать сложно. В 1914 году в Берлине прошла первая большая персональная выставка Шагала, полотна постигла печальная участь - они тоже пропали. Кроме того, в своей книге «Моя жизнь» он сам вспоминает, что частенько носил в магазин свои работы, а продавец ставил подпись «Левитан» и продавал.
- Учитывая обстоятельства, время от времени и сегодня что-то может всплывать, - говорит Ирина.
Часть утраченных картин сам художник позже восстанавливал по памяти. Поэтому некоторые работы сегодня встречаются в двух вариантах. Например, знаменитое полотно Шагала «Над городом». На нем Шагал вместе со своей возлюбленной Беллой парит над Витебском. Одна из картин (та, что больше) находится в Третьяковской галерее, другая - в Европе.
Картины мастера можно найти в разных уголках планеты. Главный и богатейший музей - «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце. В России, кроме центральных - Третьяковки, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитажа, его работы есть в Пскове, в Краснодаре и других небольших галереях. В Беларуси сейчас три работы. В Витебске, на родине художника, хранятся уникальные графические листы.
СПРАВКА «СВ»
Художник-авангардист Марк Шагал родился 7 июля 1887 года в белорусском Витебске. Жил в России, Франции, Америке. Создал уникальный стиль в живописи, делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, писал и иллюстрировал книги. Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни во французском Сен-Поль-де-Вансе. В 1997 году состоялась первая выставка художника в Беларуси.