Москва. Кино. Апрель
Юбилейный Московский кинофестиваль завершился в столице. Главные призы получили все три российские картины, заявленные в основном конкурсе: «Царь-птица», «Спитак» и «Ню». В следующем году его снова решили провести весной
НА ШПИЛЬКАХ ПОД ДОЖДЕМ
Кинофестиваль провели раньше, чем обычно на два месяца. Из-за Чемпионата мира по футболу. Все бы ничего, но погода подкачала. В дни церемоний открытия и закрытия, лил дождь, было холодно. И дамам, выбравшим открытые платья на красную дорожку, пришлось срочно придумывать «план Б». К тому же, прямо на время церемонии закрытия назначили генеральную репетицию Парада Победы. Перекрыли движение по всему центру, и ни на автомобиле, ни на такси к кинотеатру «Россия», где открывали и закрывали фестиваль, было не подобраться. Зато жители и гости столицы могли запросто подскочить за автографом и фото к актрисам, которые вынуждены были брести пешком, на шпильках, придерживая длинные, в пол, платья. Зато супруги Михалковы, традиционно встречавшие гостей «на вершине горы», как шутили гости, а на самом деле у входа в кинотеатр, были тепло одеты, прятались под белым тентом.
- Конечно, погода подкачала, но нам понравилось проводить фестиваль в апреле, - сказал Никита Михалков. – И мы попросим перенести его. Это было бы выгодно всем. Апрель – удобное время, потому что уже прошел Берлинале, но еще не начался Каннский кинофестиваль. Меньше нервотрепки, суеты, больше возможностей у отборщиков. К тому же, в июне разгар съемочного периода, когда все актеры и режиссеры на площадке.
МЕЛЬКНЕТ ОРЛИНОЕ КРЫЛО
Все три российские картины получили призы ожидаемо и справедливо. Главную награду - «Золотого Святого Георгия» - присудили якутскому эпосу «Царь-птица». Режиссер Эдуард Новиков снял ее за скромные деньги – всего три миллиона рублей.
Фильм рассказывает о пожилых супругах, живущих в глухой тайге в 30-е годы. Однажды зимой к их юрте прилетает орел, считающийся у якутов священной птицей. Старики прикармливают его, чтобы не нападал на скотину, и вскоре птица становится членом семьи.
Лучшим режиссером был признан один из двух братьев-близнецов - талантливых кинематографистов Александр Котт. Призом отметили его ленту «Спитак» о разрушительном землетрясении в Армении, которое случилось 7 декабря 1988 года. Погибли 25 тысяч человек, более полумиллиона лишились крыши над головой. Ключевые моменты в фильме сняты по рассказам очевидцев, однако в центре внимания – внутренние переживания героев.
Котт – не первый российский режиссер, снявший фильм про землетрясение в Спитаке. В прошлом году к этой непростой теме обратился его коллега, правда, специализирующийся больше на съемках комедий, Сарик Андреасян. Так и назвал картину «Землетрясение». Его фильм получился насыщенным компьютерными спецэффектами, в то время как у Котта упор на естественность.
И, наконец, третью награду – специальный приз - получила скандальная лента «Ню». Дебютный автобиографичный фильм финалистки шоу «Голос» и актрисы «Гоголь-центра» Ян Гэ. 29-летняя девушка родилась и выросла в Пекине, но Россию и Москву полюбила всем сердцем. Лента рассказывает о том, как девушка рассталась с парнем и пытается найти новую любовь. Делает это местами откровенно, местами наивно. В главной роли Ян Гэ сняла саму себя. Подача материала напоминает даже не фильм, а видеоблог.
Анонс картины был таким провокационным, что на первый показ было не попасть! На деле же ничего экстраординарного в фильме нет.
Получив награду, китаянка назвала Россию второй родиной и сказала, что хочет остаться тут навсегда.
ДАМЫ, ВПЕРЕД!
Кстати, на фестивале было представлено немало фильмов от женщин-режиссеров. По словам Михалкова, тенденция все усиливается:
- Сильно потеснили мужчин в режиссуре женщины, - отметил он. – Ничего предосудительного, но, честно скажу, всегда считал режиссуру сугубо мужским делом, потому что это очень жестокая работа. Например, нужно уметь обращаться с актерами. Есть такие артисты, которых для того, чтобы у них случился энергетический выплеск, надо бить. Дашь ему оплеуху – и сразу заиграет! И для кого-то из режиссеров это кошмар. К другому артисту – иной подход. Даже если он очень плохо играет, его надо хвалить и винить всех вокруг в том, что он плохо играет, постепенно подводя его к тому, что тебе надо, и оставляя его в заблуждении, что он делает то, что хочет. Все это тонкие и жестокие штуки. И если вы посмотрите на женщин-режиссеров, которые умеют это делать, вы увидите в них немало мужских черт.
Справка «СВ»
Московский международный кинофестиваль проходил с 19 по 26 апреля. Всего было показано 212 картин из 67 стран. В конкурсе участвовало 16 лент. Жюри в этом году возглавил итальянский продюсер Паоло Дель Брокко. Помогали ему оценивать картины актеры Настасья Кински и Джон Сэвидж и режиссеры Анна Меликян и Лян Цао. Последний получил приз «Верю». За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского. А в прошлом году его фильм «Хохлатый ибис» - про пекинского журналиста – получил главный приз на ММКФ.
Посмертно присудили приз за вклад в мировой кинематограф Олегу Табакову. Статуэтку унес его сын Павел.
Фотографии представлены пресс-службой кинофестиваля