Чудо из юрты, «ню» по-китайски и героини Достоевского в жюри
40-й Московский международный кинофестиваль завершился в Москве. Из-за чемпионата мира по футболу его перенесли с июня на апрель
ОБЕ ЛЮБВИ «ИДИОТА»
- Ну и где эта Киска? - вытягивала шею девушка в ярко-зеленом пальто, стоя в зоне для зрителей рядом с красной дорожкой.
- Да не Киска, а Кински! - одергивала ее подруга. - А, вот она!
Глядя на известную немецкую актрису Настасью Кински в открытом платье, как и на остальных гостей, оголившихся для красной дорожки, подружки ежились от холода. Погода подкачала. Штормовой ветер и от силы +10 градусов. Хотелось горячего какао и под теплый плед!
Но публичная профессия требует жертв! Настасья приехала на ММКФ как член жюри основного конкурса. Российские и белорусские зрители помнили ее в основном по фильмам Вима Вендерса и Романа Полански. Ну и, конечно, по ленте Андрея Эшпая «Униженные и оскорбленные», где снялась в 1991 году на пару с президентом кинофестиваля Никитой Михалковым. Есть у нее и еще связи с Россией.
- На самом деле у меня два имени - Настасья и Аглая, - рассказала Кински. - Отец был настолько влюблен в творчество Достоевского, что назвал меня в честь сразу двух героинь «Идиота».
Кроме нее в состав жюри вошли два режиссера - наша Анна Меликян и китаец Лян Цяо, а также американский актер Джон Сэвидж. Возглавил жюри итальянский продюсер Паоло Дель Брокко. Иностранных гостей было, как всегда, много.
- Благодарен всем приехавшим. В особенности британским коллегам за то, что не побоялись быть отравленными, - пошутил Никита Михалков. - Российский мир кино удерживает приличия в отношении других стран.
В этом году показы проходили в непривычных местах: например, в Третьяковской галерее и в кинотеатрах «Звезда» и «Космос». И, как всегда, особый интерес к фильму открытия. Итальянская картина «Неаполь под пеленой». Про влечение женщины-патологоанатома к страстному красавцу и про то, что из этого вышло.
Громкой премьерой стартовала и российская программа ММКФ. В Доме кино показали «Непрощенного» Сарика Андреасяна. Архитектора Виталия Калоева, отомстившего швейцарскому авиадиспетчеру за жизнь своей семьи, сыграл Дмитрий Нагиев.
К сожалению, актер не смог приехать на премьеру, зато он обязательно появится на показе фильма на Каннском кинофестивале.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЭШИ В РОССИИ
В конкурсе было три отечественных фильма. В первую очередь шли на «Ню». Привлекало уже название. «Что-то эротическое!» - смущенно шептались у входа в кинотеатр бабульки, завсегдатаи фестиваля.
Фильм сняла 30-летняя китаянка Ян Гэ, известная как финалистка шоу «Голос», а также актриса театра «Гоголь-центр». Она родилась в Пекине, потом училась в Туле на переводчика, а переехав в Москву, окончила еще и ВГИК. Успела сняться и в «Экипаже» Николая Лебедева, и в «Матильде» Алексея Учителя. Русские друзья называют ее ласково - Гэша.
Автобиографичное и очень самоироничное дебютное кино девушка сняла про то, как трудно… переспать с кем-то в Москве! Звучит не очень прилично, но на деле не так страшно. Красотка с прекрасной фигурой расстается со своей любовью и по совету подруги решает заглушить боль новыми отношениями. Все это выливается в череду трагикомичных приключений, в которых героиня чувствует себя неловко, как корова на льду. Кстати, корова по-китайски - «ню».
- Надеюсь, почувствуете мои искренность и любовь, - сказала китаянка, представляя фильм. - Мне необходимо было высказать наболевшее, иначе умерла бы.
Со скандальным «Ню» спорила мудрая якутская притча «Царь-птица» Эдуарда Новикова. Привыкнуть к именам героев удалось не сразу. Микиппэр (это мужчина) и Оппуос (а это женщина) живут в глухой тайге. Точнее, доживают. Лет им уже немало. Он ходит на охоту и рыбалку, она ухаживает за скотиной. Однажды зимой к ним прилетает орел - священная птица, по якутским поверьям. Старики и опасаются его, и подкармливают, как дорогого гостя, со временем привыкая к постояльцу. События происходят в мире, где цивилизация смешалась с древними укладами, иконы соседствуют с шаманскими обрядами. В мире, наполненном символами, преданиями и необычайной силой природы.
Посмотрев фильм-реквием Александра Котта «Спитак», хотелось молчать весь день. Лента посвящена самому разрушительному и многочисленному по числу жертв землетрясению, которое произошло в Армении 7 декабря 1988 года. Катастрофа унесла 25 тысяч жизней и оставила без крыши над головой около полумиллиона человек. Главный герой - мужчина по имени Гор, бросил жену с ребенком и уехал из Армении в Москву к любовнице. Узнав о землетрясении, он возвращается. Ищет дом, семью. Но, возможно, поздно…
- Познакомился с этой трагедией, уже взявшись за проект, - рассказал Котт. - У нас был кастинг в Армении. И все актеры, которые на него приходили, рассказывали что-то свое про Спитак, выливали личную боль. Прочитав сценарий, я задумался о войне и мире, о том, как одно вдруг превращается в другое, и наоборот. Меня заинтересовал человек в этой пограничной ситуации, и мы постарались показать, как он ведет войну с самим собой.
В прокат «Спитак», как обещают, выйдет осенью.
ЗНЯТА!
Если друг оказался пес
На кинофестивале уже традиционно прошла Неделя белорусских фильмов.
Наряду с картинами, вышедшими несколько лет назад, показали и свежие ленты. К последним относится лента Вячеслава Никифорова «Тум-Паби-Дум». Смешное название фильма родилось благодаря детской песенке, которую исполняет в кадре детдомовец Санек, отправившийся на поиски родителей.
- Смысл припева такой: давай придумаем наш мир для себя, в котором будем ты и я и понятный нам язык, - рассказал «СВ» Вячеслав Никифоров. - «Тум-Паби-Дум» - из этого детского сленга. Песню придумала моя дочь Настя. Она - дизайнер и шоу-аниматор. Настя создала и 3D-шарики, которые летают над городом. Все титры, кроме названия, тоже ее рук дело.
Прежде чем найти 11-летнего Артема Венгеровича, который сыграл Санька, перебрали немало детей. Подходящего мальчика увидели в ток-шоу «Украина - мой талант» в Одессе. Он играл в спектакле о детском доме. И когда зачитал монолог детдомовца, жюри заплакало.
- Артем будто родился для этого фильма, - отметил Никифоров. - Уникальный ребенок. В отличие от героя, он из благополучной семьи: папа - инженер-конструктор, мама - гуманитарий. Однако сыграл замечательно. Все воспитанники интернатов - люди, пережившие шок, но они часто лидеры, целеустремленные и психологически изворотливые, с обостренным чувством справедливости. Санек, с одной стороны, ребенок, с другой - будущий монстр.
В белорусской программе - фильмы разных жанров: и семейное кино, и мелодрамы, и приключения. Есть и боевик с библейской историей в основе - «Код Каина».
Самая трогательная картина - «Рыжий пес». Рассказывает о «собаках - живых минах». С их помощью в годы Великой Отечественной войны уничтожили немало танков. Рядовой солдат воспитал рыжего пса для этих целей, но не заметил, как он превратился в настоящего друга. Тут-то и встает проблема выбора.
Зато для зрителей выбор, что из программы смотреть, не самый сложный. Можно брать билеты на все - не прогадаете!
СПРАВКА «СВ»
Московский международный кинофестиваль (ММКФ) проходил с 19 по 26 апреля. В основном конкурсе - 16 картин. Среди них: американский фильм «Офелия» - шекспировский «Гамлет», где на первый план выходят девушки, турецкая лента «Халеф» о том, как мужчина вдруг встретил давно умершего брата, узбекская картина «Стойкость» - о бывшем капитане Советской армии, который неизлечимо болен, а ему еще многое нужно сделать. В этом году увеличилось количество программ. Добавились «Спецпоказы», провокационный проект «Фильмы, которых здесь не было», куда вошли картины, которые никогда не попали бы в прокат. Призом «За вклад в мировой кинематограф» наградили посмертно худрука МХТ имени Чехова Олега Табакова.