Пролетая над гнездом чайки
Удомльский край - это не только Левитан, Венецианов, Коровин и Чехов. Еще в этих местах жил и творил белорусский художник Витольд Бялыницкий-Бируля
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ЛЕВИТАНА
Добраться до дачи «Чайка», где трудился живописец, непросто. От Твери почти три часа по проселочной дороге. Одна радость в таком променаде - удивительная природа.
Российские и белорусские репортеры отправились на дачу художника с пресс-туром Постоянного Комитета СГ и МИА «Россия сегодня».
Подъезжаем. Поодаль виднеются градирни Калининской атомной электростанции и озеро. Сейчас это пруд-охладитель АЭС. А вот и сама «Чайка». Двухэтажная постройка на берегу издалека похожа на зимний домик для птиц.
В километре отсюда есть небольшой мысок, упирающийся в озеро. Там - памятный камень с именами художников, гостивших у Бирули. Константин Коровин, Александр Моравов, Исаак Левитан… Последний особенно прославил это место. По одной из версий, свою знаменитую картину «Над вечным покоем» Левитан написал именно с этого утеса. Оглядываюсь - и правда: то же высокое хмурое небо, бескрайнее озеро и хрупкая тишина. Единственное, что нарушает левитанский пейзаж - те самые градирни. А вот церквушка великомученика Димитрия Солунского с полотна никогда не стояла на этом месте.
- Сам Левитан с женой Софьей Кувшинниковой жил неподалеку от этих мест, в усадьбе помещиков Ушаковых. Там этот храм и стоял, - поясняет Елена Тимакова, директор дачи «Чайка», внучатая племянница Бялыницкого-Бирули. - Как-то Левитан познакомился с соседями, семьей петербургского сенатора Ивана Турчанинова. И завел роман с его женой Анной.
Дальше настоящая «Санта-Барбара». Вскоре художник оставил свою жену. Но с петербургской дамой был несчастлив, потому что… в него без памяти влюбилась старшая дочь Анны - двадцатилетняя Варвара. Между матерью и дочерью началась непримиримая борьба. Художник не выдержал психологического напора. Стрелялся! По счастью, выжил. Вызвал к себе друга и врача Антона Чехова, который впоследствии написал об этой истории рассказ «Дом с мезонином».
ДОМ РАЗВАЛИВАЛСЯ НА ГЛАЗАХ
Для Витольда Белыницкого-Бирули Левитан был настоящим учителем. В 1910 году молодой художник по приглашению помещика Колокольцева приехал в Удомельский район, «желая найти живописные места». А еще молодой художник хотел быть ближе к маэстро Левитану, который учил юного Бирулю еще в Московском художественном училище не просто писать природу, а именно «чувствовать и слушать ее тишину». В итоге он, как говорят искусствоведы, вырос в «импрессиониста уровня Клода Моне».
Познакомиться с дачей приехали и белорусские искусствоведы, и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.
- Здесь Бируля прожил больше сорока лет, написал лучшие картины. В этом доме было все, и радость, и слезы. Художник пережил смерть любимой дочери Любочки, - говорит Елена Тимакова, приглашая в дом. - Подлинных вещей в убранстве немного, после смерти художника его вторая жена Елена Алексеевна завещала передать все в Беларусь, потому что дом разваливался на глазах, и его нужно было спасать.
Из подлинников - деревянный круглый стол, сделанный руками художника, и зеркальный шкаф в спальне Любочки, в юности игравшей в разъездных театрах. Была даже комната мини-театр. Начинающая артистка в ней репетировала, позже здесь учились живописи сельские дети.
- К 2013 году дача «Чайка» полностью обветшала. За счет областных средств за два года ее отреставрировали, перебрали с нуля, восстановили фундамент и фасады, - говорит Ирина Репина, председатель Комитета по делам культуры Тверской области. - В этом году будем благоустраивать территорию вокруг. Хотим построить беседки, нормальную дорогу. Чтобы объект стал комфортным для туристов.
Результат уже есть. Если три года назад сюда приезжало человек двадцать в месяц, то сейчас - около семисот.
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
Искусствоведы из Могилева и Белыничей - ближайших городов к малой родине Бирули - приехали не с пустыми руками. Привезли саженцы сирени «Крынки», которую очень любил художник.
За лопаты взялись Григорий Рапота и Владимир Прокопцов, художник и директор Национального художественного музея Беларуси.
- Роскошная усадьба. Хороший музей и просветительский центр. Наша задача - создать более тесные контакты в сфере культуры между россиянами и белорусами, - сказал Григорий Рапота. - Сегодня обсуждали сценарий нашей встречи в репинской усадьбе Здравнево в Витебске. Соберем музейщиков, которые работают с историческими документами художников. Это будет встреча заинтересованных людей.
ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ
«Очень тонкий цветовик»
Владимир Прокопцов, кандидат искусствоведения, директор Национального художественного музея Беларуси:
- Бируля писал маслом. В основном у него были два рабочих материала. Картон, на котором он делал этюды, выходя в лес. За день мог написать две-три картины. Плюс холсты. Их писал в мастерской. Брал этюды и увеличивал в размерах. Но не всегда получалось удачно. Ведь эскиз - это чувство, вдохновение. У Бирули, как и у многих других мастеров, некоторые этюды лучше, чем сами картины. В мастерской пейзажист не видит соотношение цвета и света в природе, он его додумывает. Бируля очень тонкий цветовик. Просто до него по большому счету у искусствоведов не дошли руки. Нет ни одной серьезной монографии о его жизни и творчестве, но мы это исправим.
ЛИЧНОЕ
Пророческий портрет
Почему Бируля зарекся писать человеческие лица?
Появился на свет будущий мастер в феврале 1872 года на Могилевщине. Получил блестящее образование - кадетский корпус и рисовальная школа имени Мурашко в Киеве. Затем попал в Москву к мэтрам живописи - Сергею Коровину, Василию Поленову и Иллариону Прянишникову. Нашел себя художник в лирической живописи. Король «пейзажа настроения», он умел чувствовать и «подслушивать» самые тонкие нюансы природы.
Но есть легенда, в которой объясняется, почему Бируля не стал портретистом. Виновата, как обычно, первая любовь. Однажды Витольд хотел написать портрет свой возлюбленной Зоси, чистой и жизнерадостной девушки. Два дня он не мог спать, все подбирал свет и краски. После того как фигура девушки была закончена, художник принялся за лицо… Никак не мог подобрать нужный тон. Через неделю в одну из ночей он проснулся, взглянул и воскликнул: «Это безжизненное полотно».
Несколько дней спустя девушка Зося умерла от туберкулеза. Художник был поражен. В память о Зосе он поклялся, что никогда больше не будет писать портреты. Слово сдержал.