Кака-така, любовь? Без голубей
Она ничуть не обижалась, когда прохожие, узнав на улице, кричали ей вслед: «Людк, а Людк!» Фильм «Любовь и голуби», в котором она сыграла главную роль, зрители полюбили раз и навсегда, растащив его на цитаты. На днях не стало народной артистки РСФСР Нины Дорошиной
ТЕГЕРАНСКИЙ ЛАБИРИНТ
- Ишь ты, орган движения они лечили! Поотрубать бы вам, к чертовой матери, эти органы!
Она так убедительно и достоверно сыграла простую деревенскую бабу, гордую и в то же время до слез ранимую Надю, что многие были уверены: сама актриса родом откуда-то из глухой провинции. И страшно удивлялись, узнав, что Нина Дорошина - самая что ни на есть столичная штучка. Родилась в Лосинке. А детство, что пришлось на войну, провела в Иране, куда ее отца послали в долгосрочную командировку, и свободно говорила на фарси.
«Отец закупал овчину и каракуль для Красной армии. Мне очень нравилась восточная музыка, звучавшая в каждом магазинчике, женщины в разноцветных чадрах и красавцы-мужчины в белых чалмах, с томными глазами, похожими на чернослив. Восток с тех пор моя слабость», - признавалась она.
Учась во втором классе, она выучила наизусть стихотворение о мальчике из блокадного Ленинграда. «В промороженной квартире» он сжигал свои игрушки, чтобы согреть умирающую маму. Строчки врезались в память на всю жизнь. Уже в наши дни, читая их перед телекамерами, она плакала, как та девчонка-второклассница, жадно ловившая из приемника вместе с родителями в их временной квартире в Тегеране сводки Совинформбюро из Москвы.
«Эмоциональная память - самая крепкая. Сильно поверить, окунуться в то, про что ты говоришь. Только тогда это может заразить других людей и они поверят, что это правда», - считала она.
КУРОЧКА С КОЛБАСКОЙ
Она хотела стать актрисой и стала. Еще студенткой театрального училища имени Щукина Дорошина впервые снялась в кино - в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон» сыграла подружку бандита. Смешная девчонка с круглым лицом, нос картошкой. Популярность у фильма была такая, что у Дорошиной даже появилась своя охрана. Местная шпана встречала ее каждый вечер возле электрички и провожала до дома.
На съемках «Эшелона» она впервые встретилась с Олегом Ефремовым. И эта встреча определила всю ее судьбу - и творческую, и человеческую. Он позвал ее в только начинавшийся «Современник». И уже следующий сезон театр открыл премьерой «Голого короля». Спектакль Ефремов поставил специально для нее.
В «Современнике» 60-х играли суперпопулярные актеры. Но Дорошина блистала даже на этом звездном фоне. Многие шли специально на нее. Один из поклонников не пропускал ни одного спектакля. Дарил актрисе цветы. А в годы тотального дефицита добавлял к букету курицу или батон колбасы. Однажды пришел на спектакль вместе с приятелем изрядно навеселе. Все сценические реплики Дорошиной поклонник знал наизусть. И вдвоем с приятелем начинал ржать на весь зал еще до того, как она успевала произнести их со сцены. Спектакль, по сути, был сорван. Дорошина в слезах и в бешенстве заперлась в гримерке.
- Я поймал его на выходе, взял за грудки: «Что ж ты, гад, наделал. Ниночку до слез довел», - вспоминает Сергей Гармаш. - Он опешил, схватился за лицо, сам разрыдался и исчез. Года четыре не появлялся. Потом вдруг - смотрим, стоит у входа, я вот, говорит, Нине Михайловне шаль тут связал, передайте.
ГЛАВНАЯ РОЛЬ
НАДЕЖДА ВСЕЯ РУСИ
Роль-судьба Дорошиной - Надюха в фильме «Любовь и голуби». Сейчас немногие уже помнят, что сначала это был спектакль. Он не сходил с афиш «Современника» больше двадцати лет. Режиссер Владимир Меньшов увидел его совершенно случайно, знакомый затащил. И Меньшов сразу понял - такой материал обязательно надо снимать. Вопрос - кого позвать на главную роль. Пригласить Дорошину - значило сделать, по сути, экранную копию постановки. Режиссерское самолюбие категорически возражало. Пробовал нескольких известных актрис. Но никто из претенденток и близко не стоял. Надюха - только Дорошина. Работать с ней на съемочной площадке, по словам Меньшова, было совсем нелегко. За многие годы у нее сложился определенный штамп сценического образа. И заставить ее что-то поменять оказалось проблемой. Доходило до скандалов. Кино - процесс творческий. Нервный.
Успех у фильма был ошеломляющий. В первый же год его посмотрели больше 44 миллионов зрителей. Парадокс: роль, прославившая Нину Дорошину на всю страну, стала последней ее работой в кино. Превзойти успех кино-Надюхи было просто невозможно. И вновь, как когда-то, она полностью посвятила себя театру.
«Я не против кино. И готова хоть сейчас сыграть любую роль. Условие одно - это должна быть героиня с судьбой», - так объясняла актриса свое экранное «затворничество». И продолжала собирать аншлаги в родном «Современнике». Она не ушла из него, даже когда Ефремов возглавил МХАТ и позвал за собой. «Все мои близкие друзья и самые родные - люди этого театра. Театр - мой самый родной дом», - говорила Нина Дорошина.
На ее спектакли билетов было всегда не достать. Она могла сыграть все. И сваху Куикли в «Виндзорских насмешницах» Шекспира, и мадам Жорж в «Коломбе» Жана Ануя, и тюремную бригадиршу Фису в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург. Один из ее последних спектаклей - «Заяц. Love story». Густо вымазанная черной краской, в нелепом кучерявом парике она щеголяла на сцене в короткой юбке-папуаске и танцевала ламбаду. Играла отчаянную, но одинокую и невостребованную актрису, судьбы которой самой Дорошиной избежать удалось.
«Все девчонки хотят быть артистками. Думают, это всегда так красиво. Цветы. Поездки. Фестивали. Девочки мои, надо ой-ой-ой сколько съесть соли, мешками, чтобы получить эти самые аплодисменты с цветами. Далеко не у всех это может состояться».
У нее состоялось.