Мастер "слышать тишину"
Не Шагалом единым знаменита Беларусь. Работы прославленного художника из Синеокой Витольда Бялыницкого-Бирули украшают многие музеи России - в Москве, Костроме, Красноярске, Воронеже, Томске, Твери. Но больше всего полотен - в Национальном художественном музее в Минске, в Могилеве и в Белыничах, на малой родине художника. Туда корреспондент «СВ» и отправился
ТРЕТЬЯКОВКА ГОТОВИТ ВЫСТАВКУ
Фигура Бялыницкого-Бирули для российско-белорусского культурного поля знаковая. Он родился на Могилевщине, но большую часть жизни прожил в России, уехав учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Третьяковская галерея готовит к осени совместную выставку выдающегося живописца в Могилеве. Приурочат ее к V Форуму регионов Беларуси и России.
Городок Белыничи в 40 километрах на запад от Могилева - ближайший к месту рождения Витольда Бялыницкого-Бирули. Появился на свет будущий мастер в феврале 1872 года на хуторе Крынки неподалеку от райцентра. Сейчас это современная территория агрогородка Техтин. Бывшее имение не сохранилось - на том месте только мемориальный знак.
С 1996 года каждое лето сюда съезжаются российские и белорусские художники на пленэр. Гуляют по окрестностям, пишут с натуры, вдохновляются творчеством талантливого пейзажиста.
КОРОЛЬ «ПЕЙЗАЖА НАСТРОЕНИЯ»
Рисовать природу Витольд начал рано. Отец работал в днепровском пароходстве и часто брал мальчишку с собой. После речных поездок Витольд хватался за карандаши и рисовал Днепр, талый снег или расцветающий май.
После, уже на склоне лет, художник в своих записках раскроет секрет хорошего пейзажиста:
- Понять, почувствовать природу, суметь подслушать ее говор не всем дано. Всю жизнь я много работал, учился, наблюдал и прислушивался к молчанию и говору природы.
Образование родители ему дали отличное - кадетский корпус и рисовальная школа имени Мурашко в Киеве. В 17 лет Витольд окончательно решил связать жизнь с искусством. Решил не мелочиться - сразу в Москву, к мэтрам. Попал на курс к именитым художникам - Сергею Коровину, Василию Поленову и Иллариону Прянишникову. Именно они помогли юноше развить талант. А на каникулах Витольд очень много путешествует по родной стране, впитывает ее природные красоты.
На одной из выставок передвижников Бируля познакомился с Исааком Левитаном. Тот даже пригласил его работать в свою мастерскую. Король «пейзажа настроения» как никто чувствует умение молодого художника видеть самые тонкие нюансы природы.
- А где ваш слух? Вот в этюдах именно то, что я привык всегда у вас видеть, - слух. А на картине он у вас пропал, - журит Бирулю признанный художник.
Отсюда и пошло любимое выражение Витольда: «Слушать тишину».
В 1892 году коллекционер Павел Третьяков для своей галереи покупает картину Бирули «Из окрестностей Пятигорска». Для молодого белорусского художника это - признание.
ДАР ЛЕГКОСТИ И ПРОСТОТЫ
В Белыничском художественном музее около тридцати оригинальных работ Бирули. Весенний талый снег, движение льдин, тонкий цвет первой зелени, нежная первая зелень… Незамысловатые штрихи и пастельные тона передают пробуждение природы после зимней спячки. Многие картины написаны на удомельской земле.
- В начале XX века по приглашению Николая Колокольцева, друга по кадетского корпусу, художник едет в Тверскую область, в Удомлю. Он влюбляется в эти места и на берегу озера строит дачу, которую называет «Чайкой». Бируля там прожил больше сорока лет, - рассказывает «СВ» Светлана Орловская, старший научный сотрудник Белыничского художественного музея.
На огонек в «Чайку» любили захаживать художники, музыканты, ученые и простые рыбаки. Радушный хозяин принимал всех. В 1917 году пейзажист на даче организовал художественную школу для деревенских детей.
- У Витольда Каэтановича был исключительный дар - сделать так, чтобы рядом с ним все чувствовали себя легко и просто. Не отпускал никого, не накормив и не напоив чаем. Постоянно посылал гостинцы детям своих деревенских друзей, а ведь в двадцатые годы и кусок сахара был большой радостью для ребятишек. Человек неподдельной доброты, - писал советский художник Александр Моравов, друг Бирули.
После войны Бируля поехал в Минск, где написал большой цикл картин, посвященных родной республике. Самая известная из них - «Белоруссия. Вновь зацвела весна». Ее можно увидеть в Третьяковке.
В 2003 году основной дом «Чайки» восстановили. Сейчас там расположился областной Центр культуры и искусства. Часть залов занимают постоянные картинные экспозиции, посвященные Бируле, Левитану, Моравову и Коровину. В других регулярно проходят выставки работ тверских, московских и петербургских художников. При центре работают детские студии народных ремесел.
ЛЮБОВЬ И УТРАТА
Последние цветы Левитана
Со своей первой женой Бируля познакомился во время учебы в Москве. 21-летняя Ольга Сувирова в художественном училище числилась вольной слушальницей.
- По воспоминаниям самого художника, семья Сувировых была из крестьян-мукомолов. Ездили в Москву торговать мукой, разбогатели, вошли в купеческое сословие. Ольга - единственная дочь, блестяще играла на пианино, писала стихи, знала три иностранных языка. За границей сопровождала мужа как переводчица, - рассказывает Светлана Орловская. - В браке с Витольдом у них родилась единственная дочь Любочка, в которой Витольд души не чаял. В 1920 году Ольга умерла от туберкулеза. Через несколько лет художник женился во второй раз.
Но Бирулю ждала еще одна утрата. В 1948 году трагически погибает его Любочка. Она пошла купаться на озеро в сильную бурю. Едва выбралась на берег. Нашли ее уже мертвой. Смерть дочери для художника стала сильным ударом. Он часто болел, в одиночестве бродил по окрестностям «Чайки», ни с кем не разговаривал.
Единственным стремлением Бирули стало желание сохранить любимые цветы его друга - Левитана. Растения пересадили из усадьбы, в которой тот подолгу останавливался. За два года до смерти Бирули розы впервые зацвели.
- Первый раз они робко зацвели - розы, бывшие при Левитане. Хочется верить, что в следующем году они будут лучше. Цветы, на которые он смотрел своими грустными темными бархатными глазами! Для меня большая радость, что этот куст роз вновь вернулся к жизни, - написал в дневнике Бируля.
Умер художник в 85 лет. Завещал похоронить себя рядом с дочерью. Но его последнюю волю не исполнили. Руководство Академии художеств СССР выбрало более «почетное» место - Новодевичье кладбище в Москве.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КАРТИНЫ
"Весна идет" (1910, Национальный художественный музей Беларуси)