САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Кристина Хилько

«Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь»

Андрей Иванов полгода назад возглавил Ростовский музыкальный театр. А еще он - соруководитель Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Союзного государства. Маэстро рассказал «СВ», как работать «на двух стульях», чему научил Валерий Гергиев в Мариинке и поделился формулой успеха

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр - трамплин для молодых музыкнтов в будущей карьере. Фото: mdk.by

ДОЛОЙ РУТИНУ

- Быстро нашли общий язык с новым коллективом?

- Конечно. Первый раз с донскими оркестрантами выступали в 2014 году в Барселоне. Дирижер, который должен был «командовать парадом», не смог приехать, и пригласили меня. История знакомства началась с концертной программы «Штраус-гала» и волшебного балета «Лебединое озеро». С первой репетиции почувствовал отдачу, мощную энергетику: работать с ребятами было одно удовольствие. Творческий эксперимент решили не заканчивать. Удивляли ростовскую публику разными по стилю и жанрам концертными программами, активно гастролировали. За четыре года объездили пол-Европы! Впереди много планов и задумок.

- Как вы попали на стажировку в Мариинский театр? Ведь многие об этом могут только мечтать.

- Безумно хотелось посмотреть изнутри на работу дирижера с мировым именем Валерия Гергиева. В 2011 году взял от руководства минского Большого театра оперы и балета «рекомендательное» письмо и уехал в Санкт-Петербург. Застать маэстро было непросто, но фортуна мне улыбнулась. Валерий Абисалович приехал в театр на сдачу спектакля «Ариадна на Наксосе». В огромном зрительном зале он был совершенно один. Подбежал к нему, но меня остановил резкий взмах руки, мол, стой, не мешай. Пришлось присесть и терпеливо ждать. Через полчаса мы все же поговорили, а через полгода я приехал в Мариинку на стажировку. Репетиции, концерты, записи с участием Гергиева отличались яркой эмоциональностью, неповторимым прочтением партитуры. Бесценный опыт. Там вживую услышал выступления Анны Нетребко, Чечилии Бартоли, Ферруччо Фурланетто, Максима Венгерова, Дениса Мацуева и многих других великих артистов. Великолепное время.

- Поделитесь формулой успеха, как завоевать слушателей?

- Важно не превращать работу в рутину. Находить свежие решения, необычные прочтения в произведениях, которые оркестр исполнял сотни раз. Это трудно, но безумно интересно. В большом творческом коллективе без честности и открытости - никуда. Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь. Не стоит забывать, что творчество - коллективный процесс. Требовать от музыкантов открытости, доверия, сосредоточенности, а самому этих принципов не придерживаться - путь в никуда. Мы вместе радуемся победам и за промахи отвечаем вместе. А формула успеха простая: любить свою работу, много трудиться, учиться на своих ошибках и никогда не опускать руки.

РЕПЕТИЦИИ В РЕЖИМЕ НОН-СТОП

- Параллельно вы работаете с юными музыкантами в Молодежном белорусско-российском симфоническом оркестре Союзного государства. Как все успеваете?

- За несколько месяцев до начала гастролей мы с российским дирижером Вячеславом Валеевым договариваемся о программе. Музыканты оттачивают свое мастерство и репетируют самостоятельно в Минске и Москве. Перед гастролями белорусская и российская части оркестра воссоединяются. Работаем в режиме нон-стоп, ведь за пару дней два коллектива должны стать единым целым. Законченности и целостности достигаем после первых репетиций. Как? Молодые дарования все схватывают на лету и всегда показывают достойный уровень подготовки.

- В этом году союзный оркестр празднует десятилетний юбилей. Отмечать будете?

- Проект прошел испытание временем. В оркестр попадают лучшие музыканты ведущих учебных заведений: Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, Московской консерватории имени Чайковского, Белорусской академии музыки. Многие из них - лауреаты и дипломанты престижных конкурсов. Юные таланты побывали на гастролях в Италии, Чехии, Англии, Германии, Литве. Репертуар у нас обширный: от шедевров мировой классической музыки: Мендельсона, Рахманинова, Чайковского, до своего, национального - сочинений белорусских композиторов Дмитрия Смольского, Евгения Глебова, Владимира Солтана. В прошлом году появились новые произведения: сюита из балета Вячеслава Кузнецова «Витовт», «Шесть хореографических новелл» Евгения Глебова, а также знаменитая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича.

Работать с молодежью очень классно. Такой драйв! Состав каждый год обновляется. Заканчивая учебу, музыканты уходят из коллектива, на их место приходят другие. Неизменным остается одно - высокий статус молодежного оркестра, который стал за десять лет брендом, визитной карточкой Союзного государства.

«Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь»
Фото из личного архива Андрея Иванова

НАЧАЛО ПУТИ


Хоровик-затейник

- Откуда у вас такая тяга к музыке?

- Я родился в Минске. Наш дом на Комсомольской улице был рядом с музыкальным колледжем. С детства, бегая по двору, наслаждался звуками, которые долетали во двор из-за забора. Вопрос, куда поступать, не стоял даже. Вслед за братом отнес документы в музыкальный колледж на специальность «хоровик-дирижер».

Помню, в четвертом классе меня поразила игра на трубе Андрея Ковалинского. Но от занятий на духовом инструменте отговорили преподаватели. После окончания музыкального колледжа подавал документы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Не хватило баллов. Но, как говорят: нет худа без добра. Вернулся в Минск, где встретил замечательных педагогов Ларису Андреевну Шиманович (хоровое дирижирование) и Петра Викторовича Вандиловского (оперно-симфоническое дирижирование). Их советы и поддержка разожгли искру творчества в яркое пламя.

- Вспомните первый дирижерский опыт.

- Концерт барочной музыки в Большом театре оперы и балета Беларуси. Многие отнеслись к этой идее скептически - мол, музыка специфическая, донести до слушателей все тонкости и нюансы не каждому под силу, тем более начинающему дирижеру. Но я взялся за дело с горящими глазами, с огромным желанием доказать всем и прежде всего себе, что справлюсь. В то время театр был на реконструкции. Концерт провели в Доме офицеров. На сцену выходили молодые солисты Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Илья Сильчуков, Татьяна Гаврилова, Эдуард Мартынюк. Сегодня это цвет белорусской оперы. Конечно, волновался. Но и оркестр, и солисты приняли меня тепло, поддержали. В Большом театре Беларуси за десять лет работы прошел школу жизни: стажер, ассистент, дирижер.


СПРАВКА «СВ»

Андрей Иванов родился в Минске в 1981 году. Выпускник Белорусской государственной академии музыки. В 2004 году получил специальность «хоровое дирижирование», а в 2008-м - «оперно-симфоническое дирижирование». Дирижировал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси, был художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Белорусской государственной академии музыки. Любимые композиторы - Бах, Чайковский, Мусоргский. Побывал на гастролях в Казахстане, Азербайджане, Польше, Эстонии, Латвии, Испании, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, Франции.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

Пантеон общих ценностей

Геннадий Давыдько

В Японии открылся фестиваль российской культуры

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также