Ехали казаки
2 апреля, в День единения народов России и Беларуси, в Минске выступит Кубанский казачий хор. О коллективе, о белорусских песнях и испытаниях в жизни рассказал его художественный руководитель Виктор Захарченко (материал из мартовского номера журнала «Союзное государство»)
ПИСЬМО ВОЖДЮ
Жизнь хора и его руководителя переплетены самым невероятным образом. Судите сами. Родился коллектив 14 октября 1811 года как Черноморский войсковой певческий хор. А Виктор Захарченко стал художественным руководителем коллектива, к тому моменту пережившего не только смену вывески и ставшего уже Кубанским казачьим, тоже 14 октября. Только 1974 года. Так датирована запись в его трудовой книжке. Совпадение? Вряд ли. Захарченко говорит, что это могло произойти и раньше, но так Бог решил - в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Невероятные истории происходили с ним с детства. Захарченко вспоминает, как в 1949 году, будучи пятиклассником, написал письмо Иосифу Сталину. Сейчас ответ за подписью вождя хранится в музейной экспозиции хора в Краснодаре.
- Я тогда посмотрел в кино два фильма. Один был французский - «Прелюдия славы». В нем мальчик дирижировал оркестром. А второй был советский - «Здравствуй, Москва». И там главный герой - мой ровесник. Как же он красиво растягивал меха баяна! Вот и мне захотелось. А у нас в школе не было ни музыкальных кружков, ни баяна. Тогда и решил послать письмо в Кремль. Привязал перо к палочке, чернила луковые развел, взял школьную тетрадку и всю ее исписал, кем хочу быть - музыкантом, дирижером. Пришел на почту, написал адрес: «Москва, Иосифу Сталину». Скрутил и закинул в почтовый ящик. Это сейчас я бы подумал, писать или нет. А тогда... Что с меня взять - пацан. Несколько месяцев прошло. Ответа нет. И вдруг в нашей станице Дядьковская появляется комиссия - человек десять. Приехали на мотоциклах с люлькой: мы смотрели на эти шикарные машины и восхищались. А она - прямо ко мне домой. Посмотреть, как живет мальчик, который написал Сталину.
К нему потом надолго приклеилось прозвище Артист. Но баян в школу в итоге купили.
ВРЕМЯ ВСЕ УСПЕТЬ
В 1996 году Захарченко попал в страшную аварию.
- Я в тот день писал песню «Пошли нам, Господи, терпенья» - про царскую семью, - вспоминает он. - Когда переходил улицу, меня сбила машина. Удар был жуткий. Перелом бедра, боль страшная. Дышать не мог. Только выкрикнул: «Господи, ничего же не успел!» У меня планы на годы вперед: там надо спеть, туда поехать с концертами, сборник опубликовать. Помню крик: «Человека убили!», как в машину меня грузили. Потом - кома. Когда открыл глаза, услышал молитву: «Господи, помилуй!» Думал, что нахожусь в храме. А рядом стоит старшая дочь Вика. Вижу, она плачет: «Папа, ты ничего не помнишь?..»
ПЕСНИ НА РОДНЫХ ЯЗЫКАХ
Захарченко много гастролировал по Беларуси, когда еще работал с Сибирским народным хором. Объездили всю республику: Минск, Брест, Гродно.
- С белорусским фольклором я впервые встретился, работая в Сибири, - признается Захарченко. - Записывал песни, ездил по деревням и в одной из них услышал белорусскую. Я потом включил ее в свою книгу.
Максим Чижиков