Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Агент 007 из «Белых рос»

На прошлой неделе на 84-м году ушел из жизни народный артист Беларуси Геннадий Гарбук

По первоначальному замыслу братья в "Белых Росах" должны были быть близнецами. Но подходящих актеров не нашлось, и судьба нам подарила игру неповторимого дуэта Геннадия Гарбука и Николая Караченцова. Фото: Кадр из фильма

ЗАСТАВИЛ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ЛЕЗТЬ В ГНЕЗДО

Много лет в Национальный академический театр имени Янки Купалы в Минске было принято ходить «на Гарбука». Это был артист из плеяды тех «купаловцев», которые сумели вырваться на всесоюзный киноэкран: Стефания Станюта, Галина Макарова, Виктор Тарасов и он, Геннадий Гарбук.

Его карьера началась с массовки в легендарном спектакле «Павлинка», а спустя пару лет он получил уже Госпремию СССР и медаль - под номером 007. С тех пор коллеги так и звали его - белорусский Джеймс Бонд.

Звездным часом в кино для актера стала роль Петрака в драме Михаила Пташука «Знак беды» по повести Василя Быкова. Роль отметили призом на Международном кинофестивале в Загребе. А картина вошла в список десяти лучших фильмов о войне по версии Лондонского музея киноискусства.

«Съемки в фильме «Знак беды» - один из самых счастливых моментов в моей жизни», - признавался Гарбук.

Новый виток популярности актера начался после культовой комедии Игоря Добролюбова «Белые росы». Там он играл вместе с Николаем Караченцовым и Михаилом Кокшеновым. Режиссерам нравилась его простая внешность, за которой угадывались сложный характер и судьба. Это как нельзя лучше подходило для узнаваемых образов «человека из народа». Такими были его роли в «Анастасии Слуцкой», «Брестской крепости», «На безымянной высоте», «Кооперативе «Политбюро» и других.

Фильм снимали в деревне Девятовка, которая потом повторила судьбу Белых Рос. Стала частью Гродно, и дома пошли под снос.  

После съемок режиссер Игорь Добролюбов в интервью вспоминал, как снимались самые яркие кадры с Караченцовым.

- Его герой должен был играть на гармошке и петь, сидя в гнезде аистов. Подготовили гнездо, проверили все конструкции на прочность, - вспоминает режиссер. - Но Коля, на спор с Геной Гарбуком, с которым они тогда хорошо сошлись, решил забраться на дерево самостоятельно. Ловко это исполнил. Но заранее не продумал, как, побывав в небесах, будет возвращаться на грешную землю. 

Когда сделали дубль, всех охватила легкая паника. Испугались, что могут потерять одного из главных персонажей в разгар съемок. Пришлось быстро включать план Б, 
вызывать пожарных.

НАСТОЯЩИЙ МУЖИК

Критики говорят, что убедительнее всего на экране актер был в роли простых русских мужиков. Может, потому что сам Гарбук был родом из деревни Глыбочка под Витебском, от которой рукой подать до российской Псковщины. Там же родились известные белорусские литераторы Василь Быков и Рыгор Бородулин. Отсюда и чувствовал так тонко народные образы: деда Христофорова в мистической драме одного из самых влиятельных российских продюсеров Сергея Сельянова «Духов день» и Ивана Малышева в драме Владимира Хотиненко «Рой». Фильм сняли по роману Сергея Алексеева, и по масштабу он ничем не уступал, например, знаменитой «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Но вышел в очень неудачное время - в 1990 году. Проката в кинотеатрах как такового уже не было. Тем не менее эта лента - одна из лучших в творчестве Хотиненко и фильмографии Гарбука.

ДОСЬЕ «СВ»

Геннадий Гарбук родился в 1934 году в деревне Глыбочка Витебской области. Закончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в Театре имени Якуба Коласа в Витебске, затем в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Сыграл около пятидесяти ролей в театре, снялся больше, чем в семи десятках кинолент 
и сериалов. Самые значимые роли сыграл в спектаклях «Люди на болоте», «Пирамида Хеопса», «Чичиков», «Сымон-музыка», «Пинская шляхта» и другие.

Награжден медалью Франциска Скорины и Специальной премией Президента Беларуси «За духовное возрождение», специальным призом Парламентского Собрания «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Народный артист Белорусской ССР, лауреат Госпремии СССР.


КСТАТИ


Смотрел «Мастера и Маргариту», а видел дом брата

В 2006 году на ХIII Минском международном кинофестивале «Лiстапад» артист получил специальный приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Он вообще не был обделен наградами - лауреат Государственных премий СССР и Беларуси, премии Президента Беларуси «За духовное возрождение». В одном из интервью актер сказал о своем отношении к братскому союзу России и Беларуси:

«Единое культурное пространство невозможно разрушить. Какая может быть разобщенность, если под Москвой живет мой старший брат - подводник, капитан II ранга в отставке. В России живут мои племянница и племянник - известный ученый. В Троицке целая «колония» Гарбуков. Сын брата живет в Москве, в доме на Патриарших. Когда смотрел по телевидению «Мастер и Маргарита», его дом видел. В Петербурге много родственников. Россия как была родная, так и будет.

Церемония прощания с любимым артистом прошла в Национальном академическом театре имени Янки Купалы, где Геннадий Михайлович проработал с 1962 года. Похоронили его на Аллее звезд Восточного кладбища. Рядом с Владимиром Мулявиным, Михаилом Пташуком, отцом и сыном Еременко.

Был случай


Да здравствует конная милиция!

Одним из самых значительных творческих эпизодов жизни, по словам самого Гарбука, стали десять дней съемок картины Тамары Лисициан «Загадочный наследник».

Фильм о русской эмиграции в Париже. Его герой во время войны помогал оккупантом, участвовал в расстрелах. А после оказался в Париже и стал сторожем на кладбище.

Для Гарбука событием было все: сам Париж, общение с Иннокентием Смоктуновским, съемки в звездной компании гениальных Леонида Броневого и Ирины Скобцевой. Да и работали в знаковом месте - на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, возле могилы Ивана Бунина.

«С Иннокентием Михайловичем мы много общались и во время съемок, и вне кадра, - рассказывал в интервью Гарбук. - Смоктуновский, конечно, для меня идеал в творчестве. А вот в жизни он поражал скромностью, доступностью и тонкой иронией.

На одном парижском банкете я сидел рядом с ним и совершенно потерялся, когда официант принес меню. Выбор спиртных напитков астрономический, что взять? «Берите самое дорогое вино, где еще попробуете», - тихонько посоветовал он. Горячее блюдо Смоктуновский уже заказал для нас обоих сам: «Плавник акулы». Я распереживался, что же за вкус будет у этой экзотики. Зря волновался: такого вкусного блюда в жизни не ел.

Потом наступает черед тостов. Беру слово. Смоктуновский предостерегающе поднимает руку: мол, Гена, только не обо мне. А, надо сказать, именно Иннокентий Михайлович был центром внимания. Я выкрутился, поднял тост за конную милицию... Рассказал, как в конце 50-х поехал в Ленинград. В один из вечеров пришел к БДТ, где тогда шел «Идиот» со Смоктуновским в главной роли. Спектакль был невероятно популярен. Толпа, подступы к театру охраняет конная милиция, без билета пролезть невозможно. Если бы кто-то сказал, что у него есть лишний, его бы просто задавили. Стою без всякой надежды, и вдруг меня сзади за плечо трогает молодой парень: «Вы, наверное, очень хотите попасть на спектакль? Я жду девушку, если она не придет - билет будет ваш». Я смотрел на конную милицию и как мантру повторял: «Девушка, милая, опоздай». Вымолил! И смог попасть на этот фантастический спектакль. Товстоногов собрал в постановке всех звезд БДТ: Лаврова, Доронину, Лебедева, Стржельчика. Но запомнил я только Смоктуновского».