"Не изжили еще детскую болезнь - соревноваться с Голливудом"
Последний фильм для юной аудитории, который выпустил «Беларусьфильм», - «Приключения Буратино». Знаменитый мюзикл увидел свет в далеком 1975 году. Почти сорок лет спустя, наконец, появилась надежда на возрождение некогда популярного в СССР и любимого жанра. В прошлом году на главной белорусской киностудии сняли ленту «Тум-Паби-Дум». Режиссер, замдиректора «Беларусьфильма» Вячеслав Никифоров рассказал «СВ» о необычном названии, о детях-индиго и стиле Кустурицы
РЕБЕНОК-МОНСТР?
Детдомовец, десятилетний Санек, отправляется на поиски родителей. Причем ищет маму и папу не только себе, но и своей подопечной Алесе. Серьезная цель требует и взрослых правил игры.
- Вячеслав Александрович, откуда такое смешное название - «Тум-Паби-Дум»?
- Это припев озорной детской песенки, которую исполняет Санек. Смысл ее такой: давай придумаем наш мир, для себя, в котором будешь ты и я, и понятный нам язык. «Тум-Паби-Дум» - из этого детского сленга. Песню придумала моя дочь Настя. Она - дизайнер и шоу-аниматор, работает в Праге. Настя создала и 3D-шарики, которые летают над городом. Все титры, кроме названия, ее рук дело. Песенку исполнила изумительная московская девочка, аранжировку сделал мой любимый композитор Владимир Давыденко (автор музыки для телепрограмм, в том числе «Час пик», «Ералаш» - Ред.).
- Легко нашли Санька?
- Нет. Много детишек посмотрели и, в конце концов, отыскали 11-летнего Артема Венгеровича в Одессе. Увидели в ток-шоу «Украина - мой талант». Играл в спектакле о детском доме. И когда зачитал монолог детдомовца, жюри заплакало. Обомлели и мы. Артем будто родился для этого фильма. Уникальный ребенок. В отличие от героя, он из благополучной семьи: папа инженер-конструктор, мама гуманитарий. Однако детдомовца сыграл замечательно. Все воспитанники интернатов - люди, пережившие психологический шок, но они часто лидеры - целеустремленные, убедительные и психологически изворотливые, с обостренным чувством справедливости. Санек, с одной стороны, ребенок, с другой – будущий монстр. Друг-адвокат говорит ему: «Я встречал много людей с непомерными требованиями к окружающим, ты еще мал, но когда заматереешь, мало не покажется». Артем же, думаю, из числа детей-индиго. Говорит, как взрослый. Замечает те нормы, которые мы внушаем другим, а сами подчас не очень по-взрослому реагируем. Эрудированный, знает несколько языков. Таких детей, которые родились с компьютером в башке, немало. Приглядитесь! Через двадцать лет в их руках будет все на свете!
ОБЪЯВЛЕНИЕ В ГАЗЕТУ
- Откуда взяли саму историю?
- В начале нулевых, когда только-только начала шевелиться кинематография, а у нас в Беларуси было все глухо, я поехал в Москву наскрести денег. Решил повидаться с давними знакомыми - сценаристом Женей Григорьевым, кинокритиком Арменом Медведевым и режиссером Элемом Климовым. Спросил у них: «Ребята, как выжить?» Ехал в метро, смотрел на детей, на взрослых, и возникла идея. Известно, что по статистике усыновляют и удочеряют, в основном, до четырех-пяти лет. А что делать тем, кому, скажем, десять? Я подумал, почему бы не сделать главным героем 10-летнего мальчика, который экстерном оканчивает школу и дает объявление в газету: «Молодой ребенок без вредных привычек с целью устройства личной жизни создаст семью». Именно такая формулировка. Армен Медведев нашел продюсеров, и пошло-поехало. Я зарегистрировал сценарий в агентстве по охране авторских прав, но тогда все не срослось. Но получилось спустя 17 лет. Кино снято в жанре постмодернизма. Именно в этом - неожиданность и привлекательность.
- Россияне смогут увидеть фильм?
- Надеюсь! Когда рождается что-то настоящее, легкое, то оно катится как снежный ком. Мы планируем прокат в России и на Украине.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ РЕЖИССЕРОВ
- Как думаете, почему у нас так мало фильмов для детей?
- Отчасти потому, что тема не вызывает интереса у художников. Не откликается и у чиновников. Догадываюсь, что и прокат неохотно идет навстречу. Все коммерциализировано настолько, что всегда выбирают боевик. Знают: соберет деньги. Качество кинопродуктов страдает. Авторов держат за горло, чтобы за гроши сняли все, что нужно, потому что разница идет в карман соответствующим людям. Не изжили еще детскую болезнь – соревноваться с Голливудом. Хотя давно понятно, на примере того же Эмира Кустурицы с его чудиками, что интересна оригинальная кинематография – о себе, своей жизни, с необычной историей. Должен быть кинематограф России! Вспомните, как прекрасны «Летят журавли»! В какой-то деревне, наверняка, учится сейчас будущий Вампилов. Наблюдаю за тем, что происходит, кажется, скоро тупик. А значит – качественный скачок.
- В том числе и на «Беларусьфильме». Кто из российских режиссеров снимает или планирует на вашей киностудии?
- Есть копродукция, а есть российские проекты. С Дмитрием Астраханом, например, мы работаем из года в год. Сейчас, получив грант от Министерства культуры, он заканчивает съемки фильма «Жизнь после жизни» с Александром Домогаровым в главной роли. У нас лежит шесть малобюджетных фильмов. Обычно к лету кинематографисты оживают. А вообще я счастлив от того, что долгострой завершили. У нас шикарные павильоны европейского уровня. Вот только кадров, начиная от сценаристов, не хватает. Нужно хотя бы два десятка классных режиссеров, но их пока нет.