Прожить под телевизором
Юлия Шатун – молодой и многообещающий режиссер из Беларуси. Ее фильм «Завтра» произвел фурор в 2017 году на кинофестивале «Лiстапад». Лента не только оказалась лучшей в национальном состязании, но и стала первой белорусской картиной, попавшей в международный конкурс дебютов. Вскоре «Завтра» отправится на кинофестивали
В центре внимания – будни интеллигентной семьи из белорусской глубинки. Учитель английского языка и его жена отправляют сына учиться в Минск и ищут, где бы подзаработать. Не только оплатить учебу молодому человеку, но и купить ему зимнюю куртку. В главных ролях - родители и младший брат Юлии. Оператором стал сокурсник и друг девушки. Съемки проходили в белорусском городке Мозыре, где режиссер живет с двух лет, и в Минске.
ХОУМ-ВИДЕО ДЛЯ МАМЫ
- Юлия, в Беларуси действительно такие большие сугробы?
- Людей в Мозыре мало, поэтому снег и не вытоптали (улыбается).
- Кто посоветовал подать заявку на «Лiстапад»?
- Сама решилась. Это самый крупный кинофестиваль в Беларуси, и я за ним слежу. Подумала: мне и близким друзьям сложно оценить то, что получилось, а отборщики разбираются в кино хорошо и их взгляд на мою работу будет объективным.
- Как уговорили родителей «засветить» в фильме не только себя в домашней одежде, но и квартиру?
- Снимали в квартире моей бабушки. Родители поддерживают мое увлечение кино. Мама сначала не очень хотела сниматься. Потом согласилась. Правда, думала, что будет хоум-видео, поэтому не боялась камеры. Когда узнала, что фильм увидят все, удивилась. А папа сразу откликнулся. Тем более, у него есть актерский опыт. Он играл в КВН. А когда мне было лет 14, мы с ним участвовали в постановках мозырьского любительского театра. Выступали при школах, училищах. У папы однажды была чуть ли не главная роль, а я в основном читала монологи. Мои родители, как и герои фильма, преподаватели английского, переводчики. Мама дает уроки онлайн. Она бы пошла в школу, но в Мозыре трудно найти работу.
ИНТЕРНЕТ НЕ УВИДИТ «ЗАВТРА»
- Вспоминается сцена из вашего фильма, где отец занимается с ученицей, и та переводит на английский язык текст о том, как прекрасна Беларусь. Разговоры о вашей Родине звучат в картине постоянно. Для чего сделали героев патриотичными?
- Случайно. Не было цели – часто говорить о Беларуси. Хотелось передать повседневность. То, что вокруг. В маленьких городках люди часто живут так, что фон их жизни – телевизор. Вместе с ним завтракают, собираются на работу. Смотрят все подряд: новости, прогноз погоды, фильмы по вечерам.
- И, как я заметила, побывав в Беларуси, любят лотерейные билеты и казино. Почему?
- Наверное, дело в надежде на нечаянное счастье. В лотерею больше играют люди из провинции. Одно время по праздникам бабушка тоже дарила мне такие билеты. Но больших сумм ни я, ни мои знакомые не выигрывали никогда. Максимум – долларов десять. Только к 70-ти годам бабушка разочаровалась в лотерее.
- «Завтра» мы увидим в открытом доступе в интернете?
- Нет, у фильма фестивальная судьба.
НИ КОПЕЙКИ!
- Юлия, как получилось, что, выучившись на культуролога, решили снимать кино?
- Режиссурой занималась давно. Делала театральные постановки. Писала сценарии. Но в один прекрасный день появилось непреодолимое желание что-то делать в этом направлении. Сняла несколько короткометражных фильмов. Один – документальная зарисовка о моей бабушке. Другой выпустила в 2011 году. Об электрике, который вкручивает лампочки в подъездах, и происходит чудо. Фильм победил на минском кинофестивале еврейского короткометражного кино. Во мне есть еврейская кровь. По маминой линии - еврейские, польские и белорусские корни. А вот со стороны папы - все русские.
- Фильм, насколько знаю, удалось снять фактически бесплатно?
- Да, я сделала так целенаправленно, потому что совсем не было денег. Для того, чтобы попросить, нужно быть уверенным в том, что все получится. Я же только пробовала, и сложно было представить результат. В итоге потратились только на билеты из Минска в Мозырь и обратно, на лотерею и сцену в ресторане. Получилось где-то 80 белорусских рублей (примерно 2300 российских рублей).
ВЗГЛЯД НА ВОСТОК
- Вдохновлялись ли фильмами успешного российского режиссера Андрея Звягинцева?
- Нет, хотя он – один из любимых. Смотрела все его фильмы. Понравился и нашумевший фильм Хлебникова «Аритмия». Увидела его как раз на «Лiстападе».Но более ценными и интересными показались человеческие, а не профессиональные взаимоотношения героев. Такую удачу редко встретишь в современном кино. А вдохновил меня, скорее, документальный фильм Шанталь Акерман «С Востока». Там нет сюжета. Показаны люди, которые идут по городу, сидят на остановках. И на их лица, которые совсем не знакомы, интересно смотреть и спустя почти 20 лет. В одном из интервью Шанталь говорит о том, что старалась передать длительность времени. Она отмечает, что для многих режиссеров комплимент, если говорят о том, что двухчасовой фильм пролетел незаметно. Ей же, наоборот, хотелось, чтобы зритель прочувствовал эти два часа. Я старалась, как и Шанталь, ухватить время, зафиксировать его, так, чтобы оно осталось в фильме.
- К съемкам новой картины приступили?
- Пишу сценарий. Надеюсь, скоро начну снимать. Этот фильм будет про мою жизнь и про людей, похожих на меня в плане мировосприятия.
- Почитать успеваете?
- Да, в сумке лежит подборка статей современных белорусских ученых, философов. Книга на белорусском языке. Называется «Код присутствия. Антология белорусского мышления».
- По-прежнему мечтаете, как говорили в интервью моим коллегам, поступить в Московскую школу нового кино, которой руководит Дмитрий Мамулия?
- Если выиграю лотерейный билет или разбогатею иным способом, да. Вообще хочу, чтобы кино стало основной профессией.
- А вдруг бойфренд поможет! Кстати, он у вас есть?
- Да, он – юрист. Мы познакомились после съемок фильма. Праздновали Новый год, и его привел один из моих друзей.
ДОСЬЕ «СВ»
Юлия Шатун родилась 11 февраля 1992 года в городе Гусев Калининградской области. Когда девочке было лет пять, семья переехала в белорусский город Мозырь. Юлия прожила там до 18 лет и уехала учиться в Минск. Окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, факультет прикладной культурологии. Работает SMM-менеджером в рекламном агентстве.