Сергей Алдонин: Не мог называть Гурченко Люсей
Известный режиссер - о работе с великой актрисой и советах Марка Захарова
Сергей стал режиссером и актером случайно - на спор с друзьями подал документы и оказался зачисленным на театральный факультет. Его дипломная работа «Мастер и Маргарита» оказалась столь успешной, что не сходит с подмостков уже двадцать лет. Еще он снимал любимый сериал «Папины дочки».
КТО ПАПА У ДОЧЕК?
- Сергей, двадцать лет спектаклю. Тут, наверное, уже можно говорить о Книге рекордов Гиннесса?
- Со временем замахнемся. Несколько раз прекращал спектакль, потому что были периоды, когда немножко и сам уставал - я играю там все время. Марк Захаров, у которого я учился в ГИТИСе, сказал: «Не останавливайте спектакль, он вас будет кормить много лет. Каждый раз совершенствуйте, и он будет востребован бесконечно».
- Сериал «Папины дочки», который вы ставили, - завершенный проект?
- Завершенный. Но до сих пор сериал показывают даже за границей. Немецкая компания его закупила, и израильская, и еще кто-то... Это уникальное стечение обстоятельств, где Бог стоял над этим, может, потому что там дети - главные герои. Первый раз я цинично так изначально отнесся: начну сериал, а потом дайте мне возможность вовремя уйти. Но все замечательно сложилось, когда так тяжело и интересно было работать, снимали днями и ночами - и Пуговка ночами могла работать...
- И родители были не против?
- Они были счастливы присутствовать на съемках. У Кати уникальные родители, совсем не из тех, кто пихает своего ребенка, чтобы бабло заработать.
«ГАМЛЕТ» ДЛЯ МАРКОВНЫ
- Сериал про Гурченко насколько близок к реальной истории?
- Фильм про Люсю Гурченко биографичный, по трем ее книгам. Мы были с ней дружны. Начали обсуждать участие ее в «Гамлете». Выяснилось, что она никогда не играла в классике. Это так странно для меня: почему?
Как это может быть? Она говорила: «Сережа, меня никто не приглашал!» Как такое возможно? Она умная, чуткая, глубокая, с юмором. Я предложил: «Сыграете Гертруду?» Начали разбирать роли, а через полгода ее не стало.
- Успели признаться ей в любви?
- Нет. Как это ни смешно, она это сделала большее число раз. Я - намеками, она напрямую. Мама говорит, меня с пяти лет, когда появлялась на экране Гурченко, не оттащить было от телевизора. Я не знаю почему. Не помню каких-то эмоций в пять лет и не понимаю, почему так было. Но когда я ее увидел вживую, понял, что все эти детские чувства были не зря. Это не Пугачева…
Я никогда не видел ее жуткий характер, мне только рассказывали, какой она бывает, и в книжке своей она писала: я ужасная. Все время говорил ей: покажите мне свой ужасный характер. Я никогда не мог перейти с ней на «ты». Не мог ее Люсей назвать, в крайнем случае Марковной, сокращенно.
Сколько за год знакомства она дала рассказов, историй, это была фантастика, но мы ничего не успели сотворить вместе, хотя репетировали «Гамлета». Но так надо, значит. И этот «Гамлет» будет посвящен ей. С Ингеборгой Дапкунайте и с Таней Васильевой. Здесь должно быть не просто «я играю роль», а «играю то, что придумала Гурченко».
- В сериале «Людмила Гурченко» главную роль сыграла Юлия Пересильд. Почему именно она?
- Долго искал, кто будет играть, столько актрис прошло перед глазами, я понимал, что никто из них не сможет сыграть Гурченко. И вдруг в интернете выскочила Юлина фотография. И я понял - она. Для меня было важно и отношение к Людмиле, а она сказала: «Я обожаю ее».
РОМЕО СПАС ДЖУЛЬЕТТУ
- Финал каких мировых произведений хотелось бы изменить?
- Я пытался, например, «Ромео и Джульетту» изменить. Был другой финал, когда мы со студентами репетировали - герои выживали, они разыгрывали со священником и инсценировали для всех свою смерть. И когда их уже признавали умершими, они сбегали... Все время хочется хеппи-энда.
- В Беларусь собираетесь?
- Были с «Ромео и Джульеттой» в Минске, поедем с «Мастером и Маргаритой». Там потрясающая публика.
Михаил Верещагин