Золушка осталась на вечном балу
Людмила Сенчина ушла из жизни на 67-м году жизни после продолжительной болезни
КОБЗОН В ЮБКЕ
Хоть поверьте, хоть проверьте... О том, что уже полтора года певица тяжело больна, знали только родные. На публике Люся, как она просила, чтобы ее называли, была по-прежнему улыбчивой, веселой и легкой. Выступала, ездила на гастроли, вставала в пять утра и работала до ночи. И это с диагнозом «рак поджелудочной железы». За фантастическую трудоспособность Сенчину прозвали «Кобзоном в юбке».
- Никогда она не просила отдельную гримерку, - говорит директор БКЗ «Октябрьский» Эмма Лавринович. - Хватало ширмы в общей комнате. Говорила: «Не беспокойтесь, мне будет хорошо!»
Последний раз хрустальный, по-девичьи юный голос Сенчиной звучал на сцене «Октябрьского» 30 октября минувшего года.
- Людочка уже очень плохо себя чувствовала, - со слезами на глазах рассказала Лавринович. - «Милая, понимаю, как ты устала, но только от тебя будет зависеть, как долго проживешь. А сцена помогает», - сказала я ей. «Я выйду», - ответила она. И открыла концерт в дуэте с Валерием Леонтьевым. Никто не догадался, каких усилий это стоило. Спустя два дня Лавринович вновь попросила Сенчину выступить. К тому моменту Людмила Петровна уже почти не могла вставать. Но пообещала: «Приеду». И слово сдержала.
Надеялись на ее твердое «приеду» и 29 января на концерте для ветеранов блокадного Ленинграда. Не случилось. За полторы недели до смерти Сенчина впала в кому. Муж и по совместительству директор и продюсер Владимир Андреев не отходил от любимой ни на шаг. А 25 января ее не стало.
Соболезнования в числе прочих выразили Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко. Артистку похоронили в Петербурге на Смоленском кладбище, как она и завещала.
ВМЕСТО ТУФЕЛЬКИ - САПОГ
Сенчину называли и «принцессой», и «серебряным голосом», но чаще - Золушкой. Поэт и друг Илья Резник посвятил ей такие строчки:
«Люда, ангел мой прелестный, помнишь питерский денек?
Подарил тебе я песню про хрустальный башмачок.
Время шло, летело птицей, шла ты смело по судьбе,
И успех прекрасным принцем на коне примчал к тебе».
Примчал - верное слово. После того как невероятно нежная Сенчина в двадцать лет исполнила на «Голубом огоньке» песню «Золушка», на нее обрушилась слава. И, как отмечают друзья, она не уехала домой в карете-тыкве, а осталась на балу и пела еще и еще. Романс «Целую ночь соловей нам насвистывал…» из телефильма «Дни Турбиных», «Полынь», «Добрая сказка», «По камушкам»...
Добившись успеха на эстраде, Сенчина покорила и голубой экран: вела популярную музыкальную программу Центрального телевидения «Артлото». Подоспела и работа в кино: после фильма «Вооружен и очень опасен», где Сенчина, похожая на Брижит Бардо, в роли певицы из кабаре Жюли Прюдом мелькнула в почти эротической сцене. Тут же артистка стала советским «секс-символом». А вот звездная болезнь певицы не коснулась. Ее называли не популярной, а любимой.
- Это была настоящая артистка, но без звездности, - рассказала «СВ» Эдита Пьеха. - Мы не были подругами, как любят говорить про себя люди, когда человек, которого они знали, уходит из жизни. Но я Люсю любила и уважала как артистку, красивую женщину, скромницу, оптимис-тку. Она была светлым лучиком на нашей эстраде. Добрая, хорошо воспитанная.
Для частых поездок из Москвы в Петербург и обратно Сенчина выбирала «Красную стрелу». Двухместное купе. Смеялась по поводу соседей - попадались только мужчины!
- Однажды, увидев, что рядом едет молоденькая да хорошенькая, один из попутчиков решил за ней приударить, - вспоминает Лавринович. - Но Людочка сняла сапог и погрозила им. Сказала: «Ты все понял? Ночью буду спать». Утром, правда, извинялась за резкость.
ЦЫГАНКА, МОЛДАВАНКА
Мало кто знает, что Сенчина, невероятная красавица, обладательница славянской внешности - белокурых волос и голубых глаз, была наполовину цыганкой. Мать Сара Федорец была украинкой, а отец Петр Сенчин - цыганом молдавского происхождения. Детство Людочки прошло в таборе, где жили ее дедушка Марко, который носил в ухе большущую серьгу, и бабушка Хана. Несмотря на то, что отец певицы возглавлял местный Дом культуры, а мать преподавала в школе, девочка появилась на свет… на печи! Роды принимал ветеринар. Вместо свидетельства о рождении выдал клочок бумаги. До четырех лет у Сенчиной не было имени. Родные называли ее «доця», то есть по-молдавски «дочка».
- Бабушка вообще обращалась: «Гей, мэй!», - смеялась Сенчина. - «Гей» - типа «Эй!», а «мэй» - типа «ой».
Когда девочке было четыре года, отец пошел в сельсовет ее регистрировать. И нарочно записал в свидетельстве другую дату - 13 января, а не декабря, и 1948 год вместо 1950-го. Заставил дочку повзрослеть на три года нарочно. Для того чтобы она раньше вышла на пенсию и, соответственно, меньше работала. Ему хватало жены, которая упахивалась так, что света белого не видела. Днем - в школе, вечером - на огороде, ночью - над тетрадками учеников. Имя дочке дали тогда же.
ЛЮБОВЬ БЕЗ РАЗЛУКИ
Певица была трижды замужем: первый раз - за солистом ленинградского Театра оперетты Вячеславом Тимошиным, второй - за лидером рок-группы «Цветы» Стасом Наминым. И лишь после, двадцать лет назад, обрела счастье. Третьим супругом стал Владимир Андреев. Ее продюсер и концертный директор.
- Мы попали в капкан и рады этому, - смеялась Сенчина. - Говорим на одном языке, цитируем одни и те же книжки, хохочем.
Болтушку Сенчину мог утихомирить только он. Одной фразой: «Петровна, угомонись!»
Живя в центре Петербурга, супруги при любом удобном случае стремились на дачу. Там их соседями были актеры Михаил Боярский и Нина Ургант. Гостей Людмила Петровна угощала грибами, огурцами собственного засола, которые выращивал ее муж Владимир под Выборгом, и домашними котлетками. Веселила анекдотами и шутками. Ее звонкий смех разносился по всей околице, и вряд ли его когда-то смогут забыть…
СЛОВО ДРУЗЬЯМ
Владимир Винокур, эстрадный артист:
- Я - сторонник того, чтобы хорошие слова говорить при жизни, и достаточно Люсе их сказал. Думаю, она в раю, потому что была святым человеком. По отношению к родным и близким, к окружающим и к искусству. С Люсей мы много гастролировали. В 1980 году ездили в Лейк-Плэсид. Развлекали наших спортсменов на Олимпийских играх. Тогда собралась артистическая сборная: Лев Лещенко, Евгений Леонов, Иосиф Кобзон, Лева Оганезов, я и Люся Сенчина. Светлый человек, секс-символ нашей эстрады и вообще удивительная артистка. У нее были уникальные голосовые данные. И она была добрым и, что сегодня в дефиците, совершенно не звездным человеком. О том, что она долго болела, не знал. Об этом было мало кому известно, потому что Люся была очень щепетильна и делилась только радостью.
ДОСЬЕ «СВ»
Людмила Сенчина родилась в 1950 году в украинском селе Кудрявцы. Когда ей было 10 лет, семья переехала в Кривой Рог. Окончила музучилище имени Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории, после чего работала в Театре музкомедии города на Неве. Затем ушла в эстрадный оркестр. Самые известные песни: «Золушка», «Целую ночь соловей нам насвистывал…» (романс из телефильма «Дни Турбиных»), «Лесной олень», «Полевые цветы»... В 2008 году участвовала в телепроектах «Звезды ретро» и «Суперстар-2008», а в 2013 году - в телепроекте «Универсальный артист». Народная артистка России.