САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Юлия Коновалова

«Любить музыку - моя профессия»

Участник известного в Москве струнного коллектива «Романтик-квартет» Сергей Асташонок родом из Беларуси. Расспросили его, как отличать Моцарта от Бетховена и почему иногда неприлично аплодировать на концерте

Фото из личного архива

- В вашем детстве многих детей отдавали «на скрипку, на пианино». А как вам досталась виолончель?

- Родители сначала хотели, чтобы я играл на баяне, как отец. Но я очень мелким был. Какой тут баян? Мой педагог Татьяна Ивановна Мазанова преподавала виолончель. И пошло-поехало. Мы, белорусы, очень целеустремленный и трудолюбивый народ. Думаю, это тоже свою роль сыграло. Мне сказали: «Вот тебе лопата, копай!» Я и копал. Так вышло, что в руки попала виолончель, а не скрипка.

- Не тяжело было ребенку виолончель с собой таскать? Она ведь около пяти килограммов весит.

- Говорят, своя ноша не тянет. И правда. К тому же виолончель значительно легче баяна.

- Мозоли на пальцах от струн были?

- Случалось. Но быстро проходило.

- Когда увлеклись музыкой серьезно?

- Случайно. Я и в Москву перебираться не собирался. Готовился к поступлению в Минскую консерваторию. Неожиданно мои одноклассницы позвали в Российскую академию музыки имени Гнесиных на день открытых дверей. Поехал за компанию… и поступил. Это был 1986 год. Моим музыкальным «крестным отцом» стал педагог по квартету Народный артист РСФСР Валентин Берлинский. Он открыл мне глаза на музыку по-настоящему.

- Говорят, струнный квартет - это идеальное сочетание инструментов. Почему именно квартет, а не оркестр?

- Играть в оркестре не так интересно. Меньше творчества, ты подчинен воле дирижера. Пусть даже гениального. Валентин Берлинский любил говорить: «Чайковский написал для скрипки один концерт, но при этом три струнных квартета! И какие!» Думаю, именно квартеты были естественной и значимой формой выражения для Шостаковича, Бетховена, Чайковского, Бартока и многих других композиторов.

«Любить музыку - моя профессия»


- «Романтик-квартет» - один из лучших камерных коллективов не только Москвы, но и России. Когда и кем он был создан?

- В классе Берлинского в 1990 году. Сначала это был просто студенческий квартет, но в один прекрасный момент я понял, что хочу играть в квартете серьезно и долго. Искал единомышленников, кто-то приходил, кто-то уходил. Квартет - очень сложный организм, необходимо не только профессиональное взаимопонимание, но и психологическая совместимость. С Николаем Саченко (скрипка), Михаилом Болховитиным (скрипка), Андреем Усовым (альт) – и я на виолончели - играем с 2000 года.

- А главный кто?

- Руководителя у нас нет. Но решение организационных вопросов у меня получается лучше.

- Судя по названию, в основе репертуара романтическая музыка?

- Название больше отражает романтическое мироощущение. Думаю, каждый человек в душе немного романтик, тем более, музыкант. Репертуар у нас разнообразный. Недавно даже добрались до Баха, до его «Искусства фуги». Есть и современные сочинения. Но в основе репертуара русская музыка, прежде всего, Чайковский, Бородин, Шостакович, Прокофьев, Вайнберг.

- Большая часть публики не отличит Моцарта от Бетховена. Как научиться разбираться в музыке?

- Все что требуется - прийти в зал с открытой душой. Многие не знают, например, что нельзя аплодировать между частями одного сочинения. Но это не так уж важно – хлопайте на здоровье, если нравится! Не проблема. Оставьте комплексы, мол, я ничего не понимаю, это не для меня, и вы постепенно начнете чувствовать музыку.

Любить музыку - моя профессия. Но этому можно и нужно учиться. Я уверен, что интерес к музыке нужно прививать в семье, в школе, на студенческой скамье. Такой предмет должен быть в программе обязательным, а не факультативным.

- Чем вас увлекает преподавание?

- Преподавание – это призвание. Надеюсь, оно у меня есть. Я веду класс квартета в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Многие годы на себе чувствовал педагогическое волшебство Валентина Берлинского, его умение вдохнуть в нас настоящую жизнь за инструментом, наблюдал за его работой с другими квартетами. Есть чем поделиться со студентами. Это какая-то особая радость и удовлетворение, когда получается что-то сотворить вместе с начинающими музыкантами.

- На какой площадке мечтаете сыграть?

- Сегодня стал мечтать не о площадках, а о музыкальных произведениях. Счастлив, что довелось сыграть двухвиолончельный квинтет Шуберта, три квартета и секстет Чайковского, оба квартета Бородина, многие из квартетов Бетховена и Шостаковича. Но сколько шедевров еще не сыграно!

- Вы уже тридцать лет живете в России. Белорусский язык не забываете?

- «Разумею, размаỹляю» (Понимаю, говорю. – Ред.). У нас была серьезная школа. Мой педагог по белорусскому языку был знаком с классиками белорусской литературы Янкой Купалой и Якубом Коласом. Помню, через пять лет после окончания школы, приехал на сбор выпускников. Вышел на сцену и произнес приветственную речь на белорусском языке. И потом получил самую главную оценку - учительница подошла, расцеловала и сказала: «Сярожа, дзякуй табе*!» (Сережа, спасибо тебе. – Ред.). Но я горжусь тем, что живу в России, могу заниматься любимым делом, чувствую себя как дома. Может это потому, что я вырос в Советском Союзе?

Справка «СВ»

Сергей Асташонок родился в 1967 году в Полоцке. Учился в Республиканской школе-интернате имени Ахремчика в Минске. В 1983 году стал лауреатом Республиканского конкурса средних специальных музыкальных учебных заведений. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Со студенческих лет увлекся камерным музицированием. В составе «Романтик-квартета» стал лауреатом Vи VIIМеждународных конкурсов имени Шостаковича. Участник многих музыкальных фестивалей.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также