Панченя и её команда
Так в шутку говорят об ансамбле «Міжрэчча» из белорусского села Погост. Его основательница - 76-летняя Екатерина Алексеевна Панченя. Тетя Катя, как чаще ее называют, - и сейчас творческий локомотив. Песни пишет, учит мастериц рукоделию, заботится о соблюдении традиций. В Москву коллектив приехал с фольклорной программой. Привезли песни, выставку ремесел… и старинные новогодние обряды
– Почти сорок лет прошло, как я основала «Міжрэчча», – рассказывает Екатерина Панченя. – Кто-то стареет, кто-то умирает. Из «старичков» осталась я одна. В поездки чаще отправляется молодой состав. Те, кому чуть за пятьдесят. Хотя на гастролях в Берлине были две бабушки по 87 лет. Держались молодцом, наравне с молодежью. Поверить не могли, что в Германии оказались. Все время твердили: «Как будто в космос попали!»
– Расскажите, каким ветром бабушек из «Міжрэчча» занесло в Берлин?
– По воле случая. Наше село Погост славится уникальной культурой. Оно даже даже старше ближайшего города Турова в Гомельской области. А тому уже больше тысячи лет. Традиции у нас древние. Все обычаи соблюдаем, песни народные поем. Бывают у нас и ученые-этнографы. Однажды приехал белорусский фотограф Андрей Ленкевич. Послушал песни «Міжрэчча», много расспрашивал. Именно ему пришла в голову мысль показать ансамбль в Берлине, где он учился в Мюнхенской академии художеств.
– Как принимали в Германии?
Очень тепло. В основном, на концерт пришли русскоговорящие. Но и немцы были. Мы пели нашу программу, разделенную на четыре времени года. Начали с осенних песен, перешли к рождественским, затем к весенним и летним. Всем понравилось.
«БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ» - НЕ КОНКУРЕНТКИ
– Слышали о российских «Бурановских бабушках», тоже гастролирующих за рубежом? Это ваши конкурентки?
– Слышали, конечно. Дай им Бог здоровья! Пусть поют. У них своя программа, у нас своя. Мы те же «Бурановские бабушки», но только белорусские. Также болтаемся по свету. Все равно таких песен как «Міжрэчча» никто не поет. Это песни наших предков. Кто-то пытается повторять за нами, но, как у нас, не получается.
– Когда вы начали петь?
– Пела всегда, сколько себя помню. Отец был первым на деревне гармонистом. На всех свадьбах в районе выступал, ребят в армию провожал. Братья тоже на гармони играли, а сестра - на аккордеоне. Когда стала работать в местном клубе, решила собрать ансамбль. Началось все с самодеятельности, а сегодня «Міжрэчча» профессиональный коллектив. Известный не только в Гомеле, Турове и Минске, но и за рубежом. Радует, что молодежь вливается, а я их дрессирую.
ПОЧЕМУ «МЕЖРЕЧЬЕ»?
– Межречье – это место между двух рек. Почему так назвали ансамбль?
– Мы там живем. Между рекой Припятью и Сцвигой. В Межречье родились, поэтому ансамбль решили так назвать. Это удивительная местность. В речке Припяти вода синяя как небо, а в Сцвиге – желтая как малиновый чай, и настолько мягкая, что летом моемся в речке без шампуня.
– Одеваетесь тоже в народном стиле, а кто главный стилист?
– Костюмы придумываю сама. Обычно на ногах лапти. Сегодня исключение. Наряды обязательно расшиты белорусским узором. Без «хусточек» к людям не выйдем. Можешь головы не мыть, но культурно платок повяжи! Если надо сценку поставить – народный обряд показать, специально шьем наряды. Очень важно, знакомить молодых с дедовской традицией.
В ПОГОСТ СО СВОИМИ ОБЫЧАЯМИ НЕ ЕЗДЯТ
– Скоро будем встречать Новый год. А как отмечает праздник «Міжрэчча»?
– Светский Новый год мы не отмечаем. У природы такого праздника никогда в проекте не было. Мало кто помнит, но с 31 на 1 января отмечается Щедрец. В этот день накрываем щедрый стол, ходим по домам, поем песни. Обязательно дарим три пшеничных колоска. Это традиция, чтобы люди были богатыми. Ведь хлеб и есть богатство. После войны во время голодовки это поняли. Поэтому почти все народные обряды связаны с хлебом. Наш Новый год наступает по старому стилю, с 13 на 14 января.
Обязательно празднуем Рождество 7 января. В этот день поем:
Рождество Христово – Ангел прилетел.
Он летел по небу, людям песни пел:
– Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте!
Днесь – Христово Рождество!
Сейчас не живут так, как испокон веков было заведено предками. Молодежь у нас хорошая, обычаями интересуется. Но мало кто их по-настоящему соблюдает.
– Как часто бываете в Москве?
– Были раз шесть. Все нравится, красиво. Но главное – любим россиян. Ошиблись, что нас разлучили. Но люди все равно дружат.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Не рушником единым
Участницы коллектива «Міжрэчча» не только певицы. Еще вышивальщицы и ткачихи. Их работы выставляют в Минске, Гомеле, Турове, часть коллекции привезли и в Москву. Здесь их смогли увидеть студенты истфака Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
- Все певицы «Міжрэчча» вышивают крестиком и гладью. Фартуки, косынки и даже обложки для книг, - рассказала одна из артисток, методист выставки Кристина Маркевич. - Те изделия, что не уходят в продажу, раздариваем.
«Звездой» московской выставки стал большой столетний станок. На таком работали в начале века. Современные ткацкие «машинки» намного меньше и смышленее. На таком ткут рушники – полотенца для рук. Каждый рушник имеет свое «лицо», например, в работах у руководительницы ансамбля Екатерины Панчени, преобладают ромбики и кубики. Другие любят цветочный орнамент, традиционные белорусские колоски. Такие полотенчики часто покупают для дома, как украшение на свадьбу или просто в подарок. Поэтому для мастериц ткачество – не только хобби, но и способ заработать. Каждый рушник стоит семьсот рублей. Цена для ручной работы смешная, от клиентов нет отбоя.
Фото: Юлия Коновалова