"О том, что я буду писать картины, не предполагал никто, даже я"...
В Посольстве Беларуси в Москве проходит выставка «Притяжение. Память сердца» белоруски Людмилы Курилович, посвященная ее матери-поэтессе
Основные сюжеты картин на выставке – жанровые сцены сельского быта. Нина Захаревич признавалась в любви к родной Беларуси во многих стихотворениях. Мальчишка-сорванец ловит за пушистый хвост большого петуха на картине «Весенние забавы». Два козленка столкнулись в шутливом бою на полотне «Дружеское столкновение». На картине «У кринички» образ деревни воплощает девушка с коромыслом. Ведра настолько переполнены, что вода льется через край. На горизонте - храм. У кринички куст сирени. Кажется, он придает воде неповторимый аромат.
- Мама выросла на хуторе в Мядельском районе Минской области, - рассказывает Людмила Курилович. - Каждый день ходила за три километра в школу. А затем в восьмилетку - за десять. Тяга к знаниям была настолько сильной, что не пугали 20 километров до Будслава, где была ближайшая средняя школа. Позже семья переехала в город Поставы. Но мама деревню не забыла, всю жизнь чувствовала свой долг перед ней. Ей казалось, что ее переезд – это предательство. В своих стихах она просила у родной «вескі» прощения. Вспоминала каждую тропинку, каждый цветочек и полянку.
В центре экспозиции – полотно «Мамочка». Людмила Курилович увидела свою маму сидящей на лавочке возле бревенчатого дома. У ног – собака. На руках два щенка размером с ладошку. На картине начало осени, чувствуется приближение холодов. Рядом с мамой – уже укутанный в шубку и шарф ребенок. Шубка почти до земли. В начале 50-х жили бедно. Одежда покупалась на вырост. Это старший брат Людмилы. Такой молодой она маму не знала, Людмила появится на свет только через пять лет.
Еще одна значимая работа – картина «Бабуля». Художница писала бабушку не по памяти, а по маленькой выцветшей черно-белой фотографии. Уголок никелированной спинки кровати, старая прялка – родом из детства. Как объяснила художница, ее мама переживала, что не удается часто бывать рядом со своей мамой. Работа, дом, внуки, да и не очень крепкое здоровье отнимали много времени. Так и родилось стихотворение Нины Захаревич, на которую позже была написана песня «Прабачте, мілыя матулі…» или «Простите, милые мамы».
- В советское время людей пытались делить на «физиков» и «лириков». Сегодня стереотипы нарушены. Ваша мама-физик сочиняла стихи. Вы – математик по образованию - пишете картины. Почему так происходит?
- Наверное, это было во мне всегда. Глядя на окружающий мир, особенно на красивый закат или зеленый лес, я всегда думала: вот бы нарисовать. Но мне сложно было это себе представить. Как смешивать краски? Грунтовать холст? А какова техника живописи, какие приемы композиции?
В первом классе случилось первое фиаско. Мы рисовали акварельными красками флаг Советского Союза. У меня флаг получился сразу на пяти листах, промок. За что я, отличница, получила двойку. Очень расстроилась. А причина была в некачественной бумаге. Наверное, тогда в глубине души поставила крест на рисовании. В старших классах мои рисунки тоже не брали на школьный стенд как лучшие. Художественной школы не было. Родители, конечно, старались меня всесторонне развивать. Но тогда было модно играть на баяне. Меня отдали в музыкальную школу. И хоть профессиональным музыкантом я не стала, не могу сказать, что творчества в моей жизни не было. Долгие годы проработала учителем математики в школе, была классным руководителем, завучем по воспитательной работе. А разве интересен нетворческий педагог? Нужно так построить урок «скучной» математики, чтоб ее захотел изучать каждый! Не говоря уже о внеклассных мероприятиях. Но о том, что я буду писать картины, не предполагал никто, даже я.
- Что стало толчком к творчеству?
- Села за мольберт два года назад. Дети выросли, разъехались. Чтобы не скучать и не тревожить их бесконечными звонками, купила кисти и краски. В один из вечеров, когда никого не было дома, включила мастер-класс по рисованию на Youtube. Рисовал художник, я повторяла. Что-то получилось. Показала рисунок своим детям. Они удивились: «Мам, это ты сама? Не может быть!»
Сначала казалось, что родные и подруги меня просто подбадривают. Чтобы не расстраивалась. Потом рискнула разместить работы в интернете, их увидели сотрудники администрации Поставского района. Картины понравились. Они предложили организовать в городском Краеведческом музее выставку. Работы приняли очень тепло. В итоге, выставка провисела там не месяц, как планировалось, а полгода. Ее даже отдавать не хотели. Мол, люди приходят, им нравится.
- Художнику-самоучке непросто, ведь все время сравнивают с профессионалами, которые «оттарабанили» по пять-семь лет в художественных школах, колледжах.
- Я ни в коем случае не претендую на сравнение, и тем более на конкуренцию с мастерами. Прекрасно понимаю, что в моих работах есть недостатки. Возможно, где-то не так падает свет, где-то тень не так легла. Использую любую возможность учиться: беру уроки, мастер-классы, читаю специальную литературу, смотрю документальные фильмы о живописи. Даже в музеях по-другому стала смотреть на картины. Жаль, что времени у меня не так много, как у молодых.
Своим примером я хотела показать всем, повторяя за героиней фильма «Москва слезам не верит», что «после сорока жизнь только начинается». В моем случае – после пятидесяти. Не бойтесь! Если вы хотите что-то сделать: поменять работу, увлечение, - делайте это. Человек - не дерево, которое при пересадке может погибнуть. Обязательно какие-то душевные силы помогут ему исполнить мечту.
- Ваши картины излучают спокойствие и умиротворение. Где черпаете вдохновение?
- Я рисую только в хорошем настроении. Поэтому, если какие-то эмоции и выплеснулись на картины, то только позитивные. Стараюсь путешествовать. Пейзажи родной Беларуси, такой небольшой? но разнообразной по ландшафту, дают массу впечатлений. У меня есть маленький внучок. С ним чувствуешь себя моложе, вот и дополнительный стимул. Черпаю вдохновение и во всем красивом. Нахожу интересные фотографии. Составляю натюрморты. Очень люблю разные цветы, их тоже много на моих полотнах.
- Вспоминают ли вашу маму-поэтессу Нину Захаревич на родине?
- Конечно, о ней помнят. Мама была учителем физики и директором школы №1 города Поставы, много лет возглавляла профсоюз работников народного образования. Стихи писать начала уже выйдя на пенсию. Они печатались в районных и республиканских изданиях, звучали по радио, вышло пять небольших сборников.
Вообще, мама была неординарным человеком. Она говорила, что слова представляются в ее воображении цветными. Наверное, поэтому их так легко было перенести на холст. Когда стихи рождались, мама всегда что-то напевала. Очень сожалела, что не владеет нотной грамотой, иначе сразу получалась бы и мелодия. Больше всего она мечтала, чтобы хотя бы на одно из ее стихотворений была написана песня. И эта мечта сбылась. Эти песни она успела услышать. Слышали их не только жители Беларуси, но и Эстонии, и даже Австралии. Благодаря белорусскому радио, песня «Голос Родины» стала широко известна в 90-е годы.
- Ну, и традиционный вопрос: какие планы на будущее?
- Сейчас я нахожусь в некой эйфории: мои работы представлены на столь престижной площадке – в Посольстве Беларуси. Хочется свернуть горы! Есть задумки, но пока сохраню тайну - не хочу спугнуть музу. (Смеется). В планах издать сборник всех маминых произведений. Очень жаль – в то время не было компьютера, мама писала от руки, иногда - на печатной машинке. На сегодняшний день стихи из изданных сборников имею в электронном виде. Впереди работа по составлению общего издания, набор стихов, не вошедших в имеющиеся книги, структурирование их по разделам, подбор иллюстраций. Приложением к книге хотим сделать диск с песнями, написанными на стихи Нины Захаревич. Это хоть и тяжелый труд, но очень приятный. Понимаю, что выполняю ответственную миссию «памяти сердца».