Штирлица больше не попросят остаться…
На 89-м году ушел из жизни величайший актер Леонид Броневой. Не дожил до дня рождения всего неделю
Гражданская панихида прошла в столичном «Ленкоме», в котором великий актер служил почти тридцать лет. Увидеть кумира в последний раз пришли сотни зрителей. Очередь в фойе растянулась на многие метры, ее отгородили красной лентой. Стремились подойти попрощаться с артистом его друзья и коллеги - руководители «Ленкома» режиссер Марк Захаров и директор Марк Варшавер, актеры Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Анна Большова. Режиссер Никита Михалков прислал огромный букет бордовых роз. Пришел и руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.
Соболезнования родным отправили премьер-министр Дмитрий Медведев, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин. Президент Владимир Путин отметил, что уход актера - невосполнимая утрата для российской культуры.
Броневой лежал в открытом гробу, усыпанном гвоздиками. Рядом сидели вдова и дочь от первого брака. Прощание проходило под музыку из фильма «Семнадцать мгновений весны», в котором актер сыграл одну из своих лучших ролей - Мюллера.
Свое последнее пристанище Броневой обрел на Новодевичьем кладбище. Под аплодисменты. Его могила – по соседству со Львом Дуровым и Владимиром Зельдиным.
КОМСОМОЛЕЦ И ПИОНЕРКА
Броневой был известен широкому кругу зрителей по фильмам «17 мгновений весны», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Небеса обетованные» и другим.
В театре был востребован не меньше, чем в кино. Звездный час артиста состоялся в «Ленкоме», благодаря Марку Захарову. Получив в 1988 году приглашение от Театра Ленинского комсомола, Броневой вскинул брови: «Ну и как я буду смотреться рядом с комсомольцами?» Но быстро нашелся: «Там же служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней сойду за октябренка!»
И не прогадал. Марк Захаров заботился о нем до конца дней. Приезжал в больницу. В реанимационное отделение, где Броневой находился три недели.
- Мы общались, я привозил ему пирожки с мясом из театрального буфета, которые он очень любил, - рассказал «СВ» Марк Захаров. - Правда, в последние дни у него пропал аппетит.
Проблемы со здоровьем у артиста были и раньше, но обострились в 2012 году. На гастролях в Киеве он перенес обширный инфаркт. После срочной операции поставили три стента, расширяющих сосуды сердца. Затем актер проходил реабилитацию в Москве. Спустя несколько месяцев, в том же 2012 году, Броневой получил травму во время спектакля «Королевские игры». Оступился и неудачно упал, опять зашалило сердце – в итоге вторая операция.
БОДРЫЙ ФИРС
28 мая 2014 года Броневой вновь вышел на сцену «Ленкома». Точнее, выехал. В инвалидной коляске. Играл Фирса в «Вишневом саде».
- Леонид Сергеевич выезжал на сцену, превозмогая адскую боль, - рассказал «СВ» актер Дмитрий Певцов. - Готовился к выходу, надев кепку, сидя в сторонке. Зрителям, купившим билеты, все равно, как ты себя чувствуешь.
Марк Захаров сделал Фирса главным персонажем. Броневой играл старика-лакея психологически точно. Например, по-стариковски повторял монолог про вишню, которую «в прежние годы мариновали» и даже «мочили».
- Когда Броневой говорил последнее слово: «Забыли!», оно касалось всех зрителей, потому что у каждого есть в жизни что-то такое, о чем он сожалеет или не помнит, - рассказал Марк Захаров. – Фирс Броневого совсем не похож на немощного больного старика - наоборот, непривычно активен, остроумен. С ним было приятно поговорить о жизни, о ролях. Он много знал, понимал. Был выдающимся актером. Почти нет артистов, которые могли бы сравниться с ним в этом плане.
В финале спектакля - большая веранда. Она поворачивается то так, то эдак и, в конце концов, складывается пополам и словно бы сдавливает Фирса двумя своими половинками. И, в конце концов, разрушается. Вокруг пыль и шум и ощущение, что жизнь прошла.
- Даже когда Броневому было очень плохо, ноги отказывали, он все равно стремился на сцену играть Фирса, - рассказал актер Александр Збруев. – И, мне кажется, когда он выходил на сцену, ему становилось чуть-чуть лучше.
И ПЕКАРЬ, И СЕКРЕТАРЬ, И НА АККОРДЕОНЕ ИГРЕЦ
Слава пришла к Броневому поздно – только в 45 лет после фильма «Семнадцать мгновений весны». Его ироничный взгляд сразил наповал многих, а умение балансировать на грани трагедии и комедии не оставило равнодушным никого. До того, как на Броневого обрушилась слава, он годами скитался по провинциальным театрам. В Москве никуда не брали. Актер рано потерял жену и, чтобы прокормить четырехлетнюю дочь, перепробовал массу профессий. Пел блатные песни, подыгрывая самому себе на аккордеоне, играл в домино, был пекарем, секретарем-машинистом, работал в пошивочном цеху кукольного театра.
В 1962 году Броневому повезло. Анатолий Эфрос, только-только ставший худруком Театра на Малой Бронной, взял его к себе. Но… их отношения строились непросто. Эфрос видел Броневого в основном в отрицательных ролях: экзекутора Яичницы в гоголевской «Женитьбе», дона Капулетти в «Ромео и Джульетте» Шекспира.
- У нас была человеческая несовместимость, - вспоминал Броневой. – Эфрос, почему-то, ненавидел меня. И вытаскивал отрицательные свойства. Но когда их без конца из тебя тянут, становится тошно. Думаешь: «Наверное, я действительно отрицательный тип, чудовище. И, кажется, что даже зеркалу противны твои морда, фигура».
Впрочем, сам Броневой, став великим артистом, тоже имел непростой характер. И не стеснялся, например, своей прямолинейности.
- В нашей эгоцентричной профессии говорить добрые слова не принято, - говорит Дмитрий Певцов. – А он был прямым человеком и на похвалу не скупился. Говорил: либо «Хорошо сыграл!», либо «Артист никакой, и человек - говно».
- С ним всегда было интересно и на репетиции, и в жизни, - подтверждает слова Певцова Валентин Гафт. – Он болел за профессию, расстраивался, если кто-то халтурил.
Броневой всю жизнь мечтал сыграть Арбенина.
- Арбенин, как и Печорин, это сам Лермонтов, - говорил он.
Однако сделать это ему было не суждено.
Последним фильмом, в котором снялся Броневой, стала картина Алексея Попогребского «Простые вещи». Она увидела свет в 2007 году. Актер играет там тяжелобольного человека, который вскоре уйдет из жизни. Броневой признавался, что согласился на роль, потому что ему было интересно лишний раз подумать и прочувствовать, что такое одиночество и чувство собственного достоинства. Даже предложил прочитать стихотворение Тютчева. За этот фильм Броневой получил премию «Ника».
- Уметь надо и стареть, и переживать времена, когда тебе перестают звонить…- говорил он.
Близкие отмечают, что Броневой был очень скромным человеком. И выше материальных благ. Жил в небольшой двухкомнатной квартире. И ушел тихо и скромно. Достойно.
- У меня остались два чувства от прожитой жизни: чувство страха, которое я уже изжил, потому что мне очень много лет, я ничего не боюсь. И чувство голода. Вечный голод и вечный страх, - признавался Броневой в интервью Дмитрию Гордону.
ДОСЬЕ «СВ»
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Окончил Театрально-художественный институт в Ташкенте, затем - Школу-студию МХАТ. Имел успех и в театре, и в кино. Среди самых известных театральных ролей - Крутицкий в «Мудреце» по комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», доктор Дорн в «Чайке» по одноименной пьесе Чехова, Норфолк в «Королевских играх» по пьесе Андерсона «1000 дней Анны Болейн». Снялся в более чем 60 фильмах. В том числе «Семнадцать мгновений весны» (начальник гестапо Генрих Мюллер), «Вооружен и очень опасен» (Питер Дамфи), «Тот самый Мюнхгаузен» (герцог-курфюрст Ганновера), «Покровские ворота» (Аркадий Варламович Велюров). Народный артист СССР, народный артист Украины. Обладатель орденов: Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых, Госпремии РФ в области литературы и искусства. Отмечен премиями «Кумир», «Ника» и «Золотая маска».
5 цитат героев Броневого
- «Штирлиц, а вас я попрошу остаться» (Мюллер из «Семнадцати мгновений весны»)
- «Ясность это одна из форм полного тумана» (Мюллер из «Семнадцати мгновений весны»)
- «Я попрошу без амикошонства! Я-то свою меру отлично знаю, а вот вас… вас я давно наблюдаю!» (Велюров из «Покровских ворот»)
- «А кто не пьет? Назови! Нет, я жду!» (Велюров из «Покровских ворот»)
- «Голова - предмет темный, исследованию не подлежит» (уездный доктор из «Формулы любви»)