Не подскажете, где прилечь в библиотеке?
Как обычные музеи и читальни из скучных «хранителей времени» превращаются в яркие арт-пространства с оживленными посиделками за чаем и поэтическими батлами
ЛЕДИ С ПУЛЕМЕТОМ
- Ну какой нормальной девушке понравится занудная часовая лекция о пушках? Правильно, никакой. Только если она не подружка Джеймса Бонда! - возмущалась я на предложение друзей махнуть в Тульский музей оружия.
В итоге - пошли. Меня ждал настоящий «музейный шок». Интерактивные карты сражений, виртуальные экскурсоводы, контактный уголок, где можно подержать в руках легендарный автомат Калашникова и прицелиться в пулемет Максим, фотозоны с историческими героями. Два часа пролетели мгновенно. Пришлось признать: музеи нынче не те, без занудства.
Эта история вспомнилась на форуме «Новый вектор гуманитарного партнерства в Союзном государстве». Там говорили о том, как завлечь в музеи молодежь.
- Почему бы нам не сделать что-то похожее на музейную карту Союзного государства? Помню, раньше у школьников была книжечка, на которой они отмечали музеи Советского Союза, которые удалось посетить, - поделился мыслями гендиректор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцев. - Общая карта позволит нам сотрудничать на государственном уровне, обмениваться экспонатами, ездить друг к другу в гости - не спонтанно, а на постоянной основе. Также для музейного развития необходимо внедрение новых технологий. Нам пора выходить за стены хранилищ. Например, внедрять специальные программы для людей с ограниченными возможностями. В рамках выставок проводить музыкальные вечера, концерты и даже театральные мини-постановки. Еще одно направление - создавать мобильные приложения с оцифрованными экспонатами - чтобы человек не только мог посмотреть картину на планшете, но и тут же прочитать историю ее создания.
БОГДАНОВИЧ-PARTY
О создании молодежного арт-пространства в обыкновенном музее рассказали гости форума из Ярославля. Там находится крупнейший в России Центр белорусской культуры «Музей Максима Богдановича». Имя поэта XIX века хорошо известно как на его малой родине в Синеокой, так и в российских городах - ведь двенадцать лет он провел в Нижнем Новгороде, восемь - на ярославской земле. Привлечь молодежь в музей решили нестандартным способом.
- Среди молодежи популярны батлы и брейн-ринги. Мы решили эти фишки перенести в музейную среду. Вместо скучных лекций о жизни Максима Богдановича проводим интеллектуальные игры, - рассказывает заведующая филиалом Центра белорусской культуры «Музей Максима Богдановича» Наталья Прохорова. - К 125-летию со дня рождения поэта в прошлом году мы совместно с Институтом развития образования разработали интерактивную экскурсию «Сокровище нации». Группа молодежи разбивается на команды, знакомятся с экспозицией, а затем отвечают на вопросы. Причем головоломки не на знание биографии поэта, а на логику. Например, по фото определить место, связанное с поэтом.
Такие игры, уверяет искусствовед, отличная площадка, чтобы познакомиться с белорусской культурой. Когда студенты приходят в первый раз, их спрашивают, какие слова ассоциируются с республикой. Их немного, но после игры «Мост дружбы» список расширяется. Ребята знакомятся с Беловежской пущей, Национальной библиотекой, Мирским замком.
КРУТО, АЖ ЗАЧИТАЕШЬСЯ!
Если музейщики берут креативностью, то библиотекари - технологиями. Но речь не об электронных книгах и дистанционном посещении. Вы видели, что в библиотеке есть комнаты для художников, для прослушивания виниловых пластинок, аудиостудия и даже дворик оперативной полиграфии? А читать книги можно лежа на полу или развалившись на пуфике. Нестандартная территория создана в Российской государственной библиотеке для молодежи.
- Наша работа построена на четырех «С»: самообразование, самопознание, самоидентификация и самореализация, - рассказывает вице-президент и председатель секции по библиотечному обслуживанию молодежи Российской библиотечной ассоциации Ирина Михнова. - То есть человек, придя в библиотеку, может полностью заняться как самообразованием, так и творчеством - нарисовать комикс или оформить авторскую книгу, записать в аудиостудии понравившееся стихотворение. Такой формат библиотеки привлекателен как для фрилансеров, так и студентов, школьников и даже для мам с детьми. Для малышей есть специальный уголок. Все чаще библиотека становится площадкой для общения и новых знакомств. Проводятся интеллектуальные тренинги «Мой профессиональный рост», а также МедиаLab - молодые предприниматели рассказывают о своих стартапах.
- Российские библиотеки больше всего сотрудничают с Беларусью, - добавила гендиректор Библиотечной Ассамблеи Евразии Галина Райкова. - Например, в рамках празднования 500-летия Франциска Скорины и белорусского книгопечатания в течение всего года проходили мероприятия между нашими библиотеками. Последнее из мероприятий прошло в октябре, когда в Минске был форум, посвященный открытию музея первопечатнику. Многие артефакты, связанные с именем Скорины, хранившиеся в Российской государственной библиотеке, были оцифрованы и переданы на хранение в Национальную библиотеку Беларуси.
Книжная полка
Сябар Репина и Толстого
В союзной библиотечке пополнение. В свет вышло издание об Александре Жиркевиче «Настоящий друг русских классиков».
Внук известного участника наполеоновских войн и губернатора Витебска. С детства маленького Сашу тянуло к искусству - поэзии и живописи. Повзрослев, Александр получил военное образование, но вместо меча выбрал перо, вел переписку с российскими художниками и писателями - Ильей Репиным, Львом Толстым, Иваном Айвазовским. Вышедшая книга - собрание мемуаров, писем, исторических документов, очерков и стихов об истории Северо-Западного края Российской империи. Тираж - 1300 экземпляров.
- Белорусские типографии очень плотно сотрудничают с Постоянным Комитетом Союзного государства. В этом году мы планируем выпустить четвертое совместное издание, - рассказал директор «Издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» Владимир Андриевич. - Российские
и белорусские читатели уже увидели такие издания, как «Франциск Скорина. Человек мира» и «Жемчужины России и Беларуси» - о природных
и архитектурных достопримечательностях двух стран. Также с печатного станка сошла книга о русских старообрядцах, которые осели в белорусской Ветке. В декабре планируем презентовать издание «Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы».
Строки дневника
Из воспоминаний Александра Жиркевича о его поездке в 1892 году в усадьбу Здравнево к художнику Илье Репину:
«Мы сидели с Репиным на берегу Двины и наблюдали за работами по укреплению набережной. Проходили бурлаки, тянувшие баржу. Я заметил Репину, отчего бы ему не написать новую картину «Бурлаки». Он сознался, что и ему приходила эта мысль в голову: «Не повторить ли в самом деле «Бурлаков», - заметил он. Я всячески уговаривал его написать новую картину, тем более что, по его наблюдению, первая картина уже пожухла, выцвела. Кажется, он решил на будущий год заняться этой вещью. В альбомы он заносил кое-что относящееся до бурлаков. Картина тянувших по жаре двенадцати бурлаков была очень красноречива и эффектна».
25 августа 1892 г. Вильна.