Голливуд отдыхает, Белорусы наступают
После реконструкции, которая шла с 2007 года, легендарная киностудия «Беларусьфильм» вновь распахнула свои двери. Одной из первых путешествие на «фабрику грез» Синеокой совершила корреспондент «СВ»
В цеху реквизита, как в винегрете – много ингредиентов: есть свои Аполлон с Афродитой, маленький Володя Ульянов и даже египетская мумия. Фото: БЕЛТА
ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Буквально с порога видно - «белорусский Голливуд» преобразился тотально: внутри павильонов пахнет свежеструганным деревом и только закончившимся ремонтом.
В осовремененных залах и аппаратных кипит жизнь. Даже не скажешь, что у студии уже приличный возраст.
В этом году белорусскому кино исполнилось 93 года. «Беларусьфильм» - это легенда, в стенах которой были сняты культовые картины, навсегда вошедшие в историю.
- Раньше у нас было три студии для съемок, - проводит мини-экскурсию директор киностудии Игорь Поршнев. - Теперь их пять - павильоны площадью в пять тысяч квадратных метров. Все с учетом самых современных требований для создания киношедевров. Так, для тяжелых и сложных декораций, например, конструкций высотой с шестиэтажный дом, пол уложили уникальным материалом - клееным брусом. Один из павильонов полностью обтянули специальной тканью - хромакейным фоном для съемок блокбастеров. Она позволит создавать многомерную картинку и сумасшедшие спецэффекты.
У стен появилась дополнительная защита из высококачественного противопожарного покрытия и самая современная звукоизоляция. Хоть падение метеорита снимай - никто снаружи не услышит. Теперь на «Беларусьфильме» можно делать и боевики, и фэнтази под стать голливудским.
НИ МИНУТЫ ПРОСТОЯ
Царство головных уборов и обуви. Все экземпляры имеют порядковые номера, в специальной книге записано, в каких они «участвовали» фильмах. Фото: Владимир Шлапак.
Реконструкция и строительство новых помещений на студии шло целых десять лет, но съемки кино не останавливались ни на один день. Ежегодно выпускались новые работы. Процесс шел полным ходом, пусть и не в самых комфортных условиях.
- В одном из новых павильонов, который построили в 2014 году, снимал свой «Большой» Валерий Тодоровский. Группа чувствовала себя здесь вполне комфортно. Конечно, им хотелось бы снимать в самом театре, но в Москве закрыть Большой хотя бы на несколько дней ради фильма - нереально.
В результате все бутафорское закулисье и даже общежитие для «балетных» были реконструированы у нас на студии, - говорит директор киностудии. - Только представьте, какую работу проделали специалисты студии, воссоздавшие до малейших деталей обстановку Большого театра России!
Кстати, декораторы - это особая гордость «Беларусьфильма»: кинопроизводители всех стран, которым довелось иметь с ними дело, их нахваливают - все делают на совесть.
РУКА МОСКВЫ
Захожу в один из новых павильонов и слышу что-то знакомое. Ах да, очень знакомый лай - здесь снимают «Мухтар-2». Уже не первый год. После непродолжительного перерыва киношники возвращаются в прежние декорации: кабинеты следователей, кафе, химическая лаборатория.
- В наших родились многие кинохиты, которыми пестрят теперь телепрограммы российских и белорусских каналов. «Каменская» с Еленой Яковлевой, «Охота на Гауляйтера» с Анастасией Заворотнюк и Марией Машковой, «В июне 41-го» с Сергеем Безруковым, - говорят сотрудники студии. - Из последних фильмов можно вспомнить комедию «Нереальная любовь» с Марией Александровой и Егором Бероевым. Полностью сняли здесь сериал «Красная королева» о яркой и трагической судьбе советской модели Регины Збарской. Сейчас идет работа белорусско-российского фильма «Жизнь после жизни», начался монтаж фильма «Черный пес», на финишной прямой семейный фильм «Тум-Паби-Дум».
Александр Цекало своих «Заступников» снимал на «Беларусьфильме», организацию съемок двенадцатисерийника о Чернобыле планирует российский режиссер Алексей Мурадов. Полным ходом готовятся декорации для российской картины «Чудотворная» по одноименной повести Владимира Тендрякова.
ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Что же еще так привлекает киношников в «Беларусьфильме»? Сокровищница киностудии - склады с реквизитом, собранным за многие десятилетия. От изобилия одежды, антиквариата, мебели, оружия голова идет кругом. По очень приблизительным подсчетам - всего здесь больше ста тысяч предметов. Здесь есть все: от бутафорского камня, который пользуется бешеной популярностью у киношников, до старинных клавесинов и легендарного плаща лисы Алисы.
Что радует хранителей, так это новые просторные помещения для всего этого «золотого запаса». Эдакий Форт-Нокс. Старые склады не могли обеспечить сохранность бесценных костюмов и уникального реквизита, который требует очень бережного отношения. Некоторым вещам и технике больше восьмидесяти лет. Так что перевозят их в новые помещения, где созданы идеальные условия, бережно, без спешки. Вот кепка Тима Талера из «Проданного смеха», вот баян Караченцова из «Белых рос», с которым он вскарабкался на дерево, а вот легендарный кортик со змейкой из всеми любимого детского фильма про пионеров, распутывающих заковыристое дело.
В новых помещениях для всех этих «драгоценностей» соорудили трехъярусные гардеробные высотой в пятнадцать метров. Костюмы разместили по историческим эпохам в строгом порядке. Коллекция состоит из шестидесяти тысяч мужских, женских и детских костюмов, включая курточку Буратино, которой уже сорок лет. Есть склад с тысячами головных уборов и пар обуви. Экскурсия для модниц туда - просто ловушка! Зайдешь на минутку, засмотришься и зависнешь не на шутку.
Столько соблазнов: примерить корону Анастасии Слуцкой, платье Надежды Яновской из «Дикой охоты короля Стаха», полюбоваться на знаменитые одеяния Пьеро с длиннющими рукавами. Жаль, платье Мальвины режиссер в свое время отдал юной актрисе, и в музее, который собираются создать сотрудники киностудии, его не будет. Сейчас активно разбираются экспонаты по будущим экспозициям, о каждом воссоздаются истории. Скоро сотрудники начнут проводить экскурсии для всех, кто мечтает погрузиться в волшебный мир кино.
Желаете ощутить себя паненкой из киноленты «Шляхтич Завальня»? Пожалуйста! Фото: Владимир Шлапак.
Реквизит, кстати, не простаивает и постоянно работает на студию - его сдают в аренду рекламным агентствам, на праздники, для фотосессий. Так «Беларусьфильм» зарабатывает дополнительные средства.
Старые декорации постоянно реставрируют, но многое создают с нуля. То, что приходит в негодность, хранят в качестве образцов - по ним отшивают новые костюмы. Интересно, что вещь любого желающего может сыграть главную роль в каком-нибудь фильме. Студия с удовольствием принимает в дар мебель, аксессуары, одежду в стиле «винтаж». Так что, возможно, старенькое платье, пылящееся на полке, ждет своего звездного часа.
В планах создать и выставку ретро-автомобилей по примеру той, что на «Мосфильме». Место есть, ведь пришлось все-таки снести «звездное» одноэтажное общежитие, в котором когда-то обитали Виктор Туров, Анатолий Заболотский, Леонид Каневский, Виктор Бычков. Конечно, расставаться с этим историческим зданием жаль, но, увы, реконструировать его невозможно. Теперь здесь будет зеленая зона для съемок и фотозона для гостей студии.
Заметный след в истории кино оставил тонкий, ироничный, интеллигентный фильм режиссера Исидора Анненского с участием великой трагикомической актрисы Фаины Раневской «Человек в футляре».
Наградами различных кинофестивалей отмечены фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость».
Фильм «В тумане» получил приз международной федерации кинокритики FIPRESCI на 65-м Международном кинофестивале в Каннах (Франция).
Белорусский кинематограф открыл такие имена, как Николай Черкасов («Его превосходительство»), Николай Симонов («Кастусь Калиновский»), Борис Бабочкин («Возвращение Нейтана Беккера»).
Роль Веры в экранизации повести Петруся Бровки «Кто твой друг?» сыграла Клавдия Шульженко.
Бочки с пиратского корабля. В такую кварту минимум пол-литра кваса войдет! Фото: Владимир Шлапак.
ЖДЕМ КИНОШНИКОВ ИЗ РОССИИ
Не обошлось и без обновления технической базы киностудии: на эти цели потратили больше миллиона долларов.
Появилась новая цифровая студия для обработки отснятого материала, создания компьютерной графики и цветокоррекции лент. Заработает современная студия перезаписи в системе многоканального звука Dolby Atmos, того самого, что поражает реалистичностью в самых модных кинотеатрах. В Минске таких пока шесть, а в России - несколько десятков, но студий, которые на подобное производство способны, не так много. Поэтому услуга перезаписи и создания звука очень высокого качества точно будет пользоваться спросом у кинопроизводителей.
Такое оборудование позволит «Беларусьфильму» выйти на мировой уровень. Вложения внушительные, но киношники знают, на чем нельзя экономить.
Специалисты считают, что у студии есть все возможности, чтобы возродить былую славу «Беларусьфильма». Кинематографисты уже сейчас прогнозируют увеличение объемов производства благодаря новому формату и возможностям в два раза.
- Сейчас на разных стадиях завершения восемь художественных проектов, двадцать документальных и десять мультипликационных фильмов, - говорит Игорь Поршнев. -
В планах выпускать в год не менее шести художественных картин, десятка мультипликационных и двадцать-тридцать часов документальной и научно-популярной продукции.
Съемки на новой студии уже расписаны на несколько лет вперед. Продюсеры и режиссеры из Германии, Франции, Индии, Прибалтики, Польши, не дожидаясь открытия, примеряют возможности «Беларусьфильма» на свои проекты. С российскими партнерами количество совместных кинолент тоже должно увеличиться в разы.
- Картины, о которых мы вспоминаем, культовые, можно пересчитать по пальцам, - говорит директор киностудии. - «Беларусьфильм» очень заинтересован в создании лент высокого уровня. Хочется снять не просто что-то свежее и новое, хочется глобального, прорывного. Глава государства сказал: «Дайте мне хороший сценарий - и я его проспонсирую». Сейчас ведем активные поиски такого материала. Мы возлагаем большие надежды на конкурсы рукописей. Будет сценарий - будет и фильм.