Валентин Елизарьев: На столе появился армянский коньяк, и Хачатурян согласился переписать балет
Он родился в Баку, учился в Санкт-Петербурге, живет и творит в Минске. Его имя стало синонимом белорусского балета, а постановками восхищаются во всем мире. 30 октября выдающемуся хореографу исполняется 70 лет. Корреспондент «СВ» пообщался с ним накануне праздника
В 1996 году знаменитого балетмейстера назвали «Лучшим хореографом года» и вручили самую престижную профессиональную премию Benois de la Danseза хореографию балета «Страсти». Фото: Личный архив В. Елизарьев.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Он был самым молодым главным балетмейстером в Советском Союзе: в 26 лет Валентин Елизарьев возглавил труппу белорусского Большого. Первым обратился к гениальной музыке Карла Орфа. Поставил балет «Кармина Бурана», который и спустя 35 лет вызывает восхищение зрителей. Количество наград исчисляется десятками, но самой дорогой он считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Danse за национальный балет «Страсти» («Рогнеда»). Юбилей маэстро снова встретит на сцене Большого театра Беларуси, которым руководил до 2009 года.
- Эта сцена - мой дом, до сих пор считаю его родным. А как иначе? Я отдал ему половину жизни! И по сей день не пропускаю ни одной премьеры, - говорит Валентин Елизарьев.
2 ноября на сцене Большого театра Беларуси соберутся легенды и звезды мирового балета: Юрий Григорович, Борис Эйфман, Николай Цискаридзе, Раду Поклитару, Иван Васильев, Мария Виноградова и многие другие. На белорусской сцене подобных вечеров еще не было. И совсем не удивительно, что лишнего билетика в кассах уже не достать.
- Безумно приятно, что творческие друзья захотели меня поздравить. И ни один не попросил гонорара. Такое отношение для меня дорогого стоит, - признается Валентин Елизарьев. - Юрию Григоровичу - 90 лет! Это эпоха для советского и русского балета. Человек, которым не восхищаться невозможно. Пригласил его еще полгода назад, и он ответил: «Буду здоров - обязательно!» Он ведь приезжал на все мои юбилеи - и на 50, и на 60 лет. Надеюсь, и этот не станет исключением.
ТРАНСКРИПЦИЯ ЩЕДРИНА
- Зрители смогут поздравить вас и 31 октября. В этот день на сцене Большого - грандиозная постановка «Спартак», которая 37 лет назад стала настоящим событием для балетного искусства. И для этого спектакля театр пригласил вас вести репетиции, поработать с артистами... Что-то планируете изменить?
- Определенный план для себя, безусловно, наметил. Введем еще исполнителей, будут некоторые изменения в хореографии. Но о новом прочтении постановки не может идти и речи: времени не хватит.
- Ваш «Спартак» - последняя редакция балета Арама Хачатуряна, сделанная при жизни композитора…
- Помню, мы с Евгением Лысиком (театральный художник. - Ред.) приехали к Хачатуряну в Москву - говорить о постановке. Композитор нас принял тепло, но отнюдь не сердечно. А когда услышал суть просьбы, ответил: «Я 40-ю редакцию делать не буду…» Воцарилась тишина. Но после замешательства разговор продолжился. Арам Ильич понемногу увлекся нашим замыслом. Незаметно на столе появилось две бутылки армянского коньяка. И вечер закончился тем, что он согласился. Мне кажется, редакция получилась удачной. Единственное, о чем жалею, это о том, что премьеру Хачатурян так и не увидел…
- Вы до сих пор дружески общаетесь с Родионом Щедриным. После того как в 27 лет поставили на белорусской сцене «Кармен-сюиту»…
- Так совпало, что этот спектакль уже был в репертуарном плане театра, когда я пришел работать в Большой. А я как раз давно мечтал поставить балет на эту потрясающую музыку. Волновался невероятно! У меня ведь абсолютно не было опыта работы с большими труппами. И хотя я был лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров, в скромном творческом багаже было лишь два одноактных балета: «Классическая симфония» Сергея Прокофьева и «Поэма» на музыку Андрея Петрова. Я действительно мечтал о постановке на прекрасную музыку Жоржа Бизе в транскрипции Щедрина. C того момента и зародилась наша дружба. Общаемся до сих пор. Все ли получилось в «Кармен-сюите»? Честно скажу, внутреннее ощущение никогда меня не обманывает. Интуитивно понимаю, что сложилось. Но в итоге все равно решает зритель, который ходит на спектакли или нет. И если балет до сих пор, с 1974 года, собирает полные залы, наверное, он получился.
МИНСКАЯ СЦЕНА - ЛУЧШАЯ
- Вы говорили, что вас сформировали два города - Баку и Петербург…
- В Баку я родился, это город моего детства - яркий, ароматный, пряный, колоритный, многонациональный и многоязычный, с удивительной живой застройкой и невероятной красоты морем. Люди здесь - горячие и талантливые. А как личность меня все-таки сформировал Ленинград. Когда-то - столица империи, с вдохновляющей архитектурной симфонией, которую создавали лучшие зодчие мира. Дворцы, проспекты, русское барокко, Нева, Балтийское море…
- Что же тогда дал вам Минск?
- Возможность творчества и самовыражения. Шанс работать с талантливыми артистами, пробовать себя на одной из лучших сцен мира. Далеко не каждая страна может похвастаться подобной. Это место, намоленное искусством.
- Есть с чем сравнивать, вы много ставили за рубежом.
- И могу сказать, что самый родной и творческий коллектив - труппа белорусского балета. Все, с кем я когда-либо работал - часть моей души. Мне просто повезло, что я встретился с этими выдающимися художниками, композиторами, дирижерами и музыкантами. В артистах, люблю индивидуальность - найти в каждом ту грань таланта, которая наиболее ярко и полно раскроет его. Порой это происходит на уровне интуиции.
- Каким жизненным принципам вы никогда не изменяли?
- Не предавать друзей. Быть верным себе в творчестве, не идти на временные компромиссы, в том числе и с собственной совестью, ради ежеминутных выгод.
ВЗРЫВ ЭМОЦИЙ И СМЕНА НАСТРОЕНИЯ
Валентин Елизарьев не раз рассказывал, что стал счастливым человеком благодаря творчеству и семье. Жене Маргарите Изворска-Елизарьевой - режиссеру оперы - и детям. Ни сын, ни дочь не пошли по стопам отца. Оба стали лингвистами. Анна возглавляет международный отдел в Большом театре. Александр - индолог, преподает в Софийском университете в Болгарии, свободно владеет двенадцатью языками. Дочь балетмейстера Анна рассказала «СВ» о детских воспоминаниях и характере отца.
- Жить с талантливыми людьми непросто. Мама и папа много работали, и мы часто или были предоставлены сами себе, или проводили время с бабушкой. Но, когда родителям удавалось вырваться из плотного графика хотя бы ненадолго, для нас это были особенные дни, - вспоминает Анна Елизарьева. - С папой любили ходить в лес за грибами или в парк - кататься на лыжах. Когда подросла, стала смотреть на отца и на его работу совсем другими глазами - как зритель. Его спектакли всегда вызывали бурю эмоций и переживаний. Он гениальный хореограф, его балеты не только доставляют эстетическое наслаждение, они заставляют думать, переживать, спорить, сострадать. Думаю, Беларусь дала отцу все для реализации таланта, а он подарил зрителям замечательные спектакли на сцене театра, в которую влюбился с первого взгляда.
А еще творческие люди - это всегда взрыв эмоций, быстрая смена настроения. Бывает, что и повздорим, порой не разговариваем, но все это проходит... Когда с тобой рядом такой человек, все в жизни приобретает другой смысл. А взаимоотношения между моими родителями - вообще эталон любви, верности и уважения друг к другу.
ДОСЬЕ «СВ»
Валентин Елизарьев родился в 1947 году в Баку. Окончил Ленинградское академическое хореографическое училище имени Вагановой и балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Два года руководил студией танца Ленинградского госуниверситета. В возрасте 26 лет стал главным балетмейстером Большого театра Беларуси, который возглавлял больше 35 лет. Поставил больше трех десятков спектаклей в Минске, Москве и других городах мира. Народный артист СССР.