Евгений Стеблов: Нашел путь к Богу, несмотря на йогу
На прошлой неделе Экспертный совет премии Союзного государства в области литературы и искусства определил трех лауреатов. Имена победителей станут известны, после того как их утвердит Высший Госсовет СГ. Корреспондент «СВ» расспросила известного российского актера, не первый год входящего в судейскую комиссию, о нынешних номинантах, сложности выбора между ними, а также о его новых работах
В НАС БОЛЬШЕ СЕРДЕЧНОСТИ
- Как вы попали в Экспертный совет?
- Много раз бывал в разных комиссиях, которые что-то присуждают. Так что предложение Постоянного Комитета Союзного государства не удивило, и для меня было естественно то, что можно внести вклад в дружбу между Беларусью и Россией.
- Кандидатов много. Большей их части приходится говорить «нет». Как находите силы?
- Номинанты проходят через многоступенчатое сито. На финише ваш покорный слуга участвует в двух заседаниях коллегии. Одно проводится в Минске, другое - в Москве. Из множества имен, как правило, выбираем семь-десять кандидатур. Отсеивать крайне сложно. Те, кто представлен на эту премию, достойнейшие, лучшие из лучших. К счастью, голосование проходит мирно. Никогда не было эксцессов. Наверное, потому что члены комиссии - люди культурные. Конечно, не всегда бывает так, что болею за какую-то кандидатуру и мои чаяния оправданны. Но тут уж без обид. Всякий раз из семи кандидатур приходится выбирать три.
- Впервые на премию претендуют мастера анимации. Коллектив российско-бело-русских авторов подготовил цикл образовательных фильмов «Сказки старого пианино».
- Это мультики, посвященные тому или иному великому композитору. Замысел удачный.
- Добрые мультфильмы получились?
- Да, отечественная и белорусская анимация, если сравнивать ее с западной продукцией, намного добрее и сердечнее. Такова общая тенденция нашей культуры, нашего славянского мира. Для нас важна сердечность. И в наших мультфильмах больше психологического объема, иронии.
УДОЧЕРИЛ ЕКАТЕРИНУ II
- Помимо работы в экспертном совете у вас по-прежнему бурная актерская жизнь?
- Только вернулся из Питера. Там Василий Ливанов снимает по собственному сценарию фильм «Медный всадник». Процесс не так давно стартовал. Съездили в Петергоф. Играю князя Бецкого, который был кровным отцом Екатерины II. Он возглавлял Академию художеств и одновременно, говоря теперешним языком, нечто вроде Министерства строительства. Бецкой - из семейства Трубецких, но так как был незаконнорожденным, согласно обычаю тех времен, первый слог от фамилии отняли. Хотя все, конечно знали, чей он сын. В свое время князь служил по дипломатической линии и там сошелся с герцогиней Ангальт-Цербстской, матерью Екатерины. Бецкой жил в Зимнем дворце в отдельных покоях. Никто из фаворитов не имел такого права. Каким получится герой, сказать сложно. Создание любой роли - это роды. А как можно в процессе предсказать, каким будет ребенок?
- В театре у вас жизнь также кипит?
- Даже более. Я же в основном театральный артист. Служу в театре Моссовета с 1969 года, когда еще главным режиссером был Юрий Александрович Завадский. Но на днях параллельно выпустил спектакль в театре Et Cetera. Он называется «Земля Эльзы», по пьесе Ярославы Пулинович.
Это история любви двух немолодых людей. Деревенской немки Поволжья, сосланной в свое время в Сибирь, и учителя географии на пенсии. Они пересеклись в сибирской деревне. Сейчас во всем мире много негативной информации, а пьеса привлекла меня не столько интересной ролью, сколько светом.
ОТКРОВЕННО
«ЧУКЧА - ПИСАТЕЛЬ»
- Кино и театр отнимают уйму времени. Удается хотя бы почитать?
- У меня, как в известном анекдоте: могу сказать, что чукча не читатель, чукча - писатель. Пишу я время от времени. С юных лет. Книга «Против кого дружите?» пережила четыре издания. И мне уже не всегда интересно быть читателем. Я не очень интересуюсь беллетристикой. Чаще читаю религиозную литературу. Евангелие - составляющая жизни. Та же история с театром. Мне не всегда интересны новые спектакли, но не потому что они не достойны внимания. Просто для себя уже ничего не получаю.
В искусстве все новое - хорошо забытое старое. За всю жизнь было не так много театральных впечатлений, которые помогли мне в моем пути. Достаточно перечесть по пальцам одной руки.
- Какие были самыми яркими?
- В свое время поразил фрагмент спектакля «Живой труп». Федю Протасова в нем играл великий актер Михаил Романов. Он работал в Киеве в Театре имени Леси Украинки. И эта роль у него получилась достойной. Кажется, что он ничего не делает. Все абсолютно естественно. Но оторваться от увиденного невозможно. «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак», говорил замечательный поэт и сценарист Геннадий Шпаликов. Что касается меня, то я ни одной роли за свою жизнь не завалил. У меня даже есть такое выражение: «Опять потерпели триумф». При этом важнее не удача, а момент, когда сам себя удивляю. Это бывает в любой роли, но не так часто, а потому особенно ценно. В такие минуты кажется, что ты являешься проводником каких-то высших сил. Художественное творчество близко к любви. А любовь необъяснима с рациональной точки зрения, поэтому такие программы, как «Давай поженимся!», существующие во всем мире, бессмысленны. Просто сотрясение воздуха.
- Но есть те, кто создает семьи после таких программ.
- Думаю, не так много. Пойти туда - все равно что зайти в троллейбус. Степень вероятности встретить там будущую жену невелика.
- Знаю, одно время вы занимались йогой. Увлечение сохранилось?
- Занимался хатха-йогой, но никогда не исповедовал ее философию. Сочетал с православной молитвой. Но с возрастом свел занятия йогой к минимуму. Все-таки в декабре мне будет 72 года. К тому же один архимандрит сказал: «Будем считать, что вы пришли к Богу, несмотря на йогу».
ДОСЬЕ «СВ»
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Отец был радиоинженером, а мать - учительницей. Окончил Театральное училище имени Щукина и сразу попал в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. Служил в Центральном театре Советской армии, а после в театре имени Моссовета. Известность принесла роль Саши Шаталова в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Также снялся больше чем в сорока картинах: «До свидания, мальчики», «Раба любви», «По семейным обстоятельствам», «Сибирский цирюльник» и других. Режиссер ряда спектаклей, автор повести «Возвращение к ненаписанному». Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России. Народный артист РФ.