Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Владимир Хотиненко: Белые и пушистые - не про людей масштаба Ленина

В октябре в эфире «Россия 1» - громкая премьера. Режиссер фильма «Демон революции» рассказал «СВ» о том, чем его зацепила личность серого кардинала Парвуса, как великого комбинатора кинул Ленин, и почему не позвали в фильм Ди Каприо

У Фёдора Бондарчука (слева) обнаружилось поразительное портретное сходство с Александром Парвусом. А без Евгения Миронова в роли Ленина режиссер вообще бы этот фильм снимать не стал. Фото: Телеканал "Россия 1"

КАК ОБОКРАСТЬ ГОРЬКОГО

- Сняв это кино о сером кардинале Русской революции Александре Парвусе, вы изменили взгляд на то, что произошло в Петрограде в 1917-м?

- Я понял значительно больше, чем знал раньше. И убедился, что понять все до конца невозможно. Слишком важна в России мистическая составляющая, то самое «вдруг». На небесах написана какая-то пьеса, а мы просто исполняем роли. То, что произошло сто лет назад в России, было неизбежно.

- Почему Парвуса, которого мало кто знает, вы поставили чуть ли не наравне с Лениным? Его имя даже было в первом варианте названия фильма - «Меморандум Парвуса».

- Вообще-то это не моя идея. В свое время Эдуард Володарский написал сценарий для телеканала и мне предложили тему. Я и рад: Парвус - интереснейшая фигура. Говорили, что он брал деньги у немцев на революцию в России. Брали ли большевики, не доказано. Но в «Деле Парвуса», найденном в немецких архивах, нашли его расписки на крупные суммы - миллион марок. Брал Парвус деньги! Этого европейского социал-демократа, популярного журналиста, писавшего на политические и экономические темы, хорошо знали. Ленин в ссылке в Шушенском просил, чтобы ему присылали статьи Парвуса. Это был авантюрист международного класса. Вот вам факт: в Берлине он устроил пятьсот постановок пьесы Горького «На дне» под названием «Ночлежка», заработал приличные деньги, но не поделился ни с Горьким, ни с революцией.

Парвусовской идеей фикс было разбогатеть и разрушить Российскую империю. Удалось и то, и другое. Хотя Ленин в итоге его переиграл, и Парвуса от революции отстранили.

«ДИ КАПРИО НА РОЛЬ НЕ ПРИГЛАШАЛ»

- Считаете масштаб личности Парвуса сопоставим с Лениным?

- Ленин - фигура эпическая. Я не очень понимаю формулировки - злодей, карикатура, мерзавец. Карикатуры рисовали на всех больших людей. Приговор Романовым он не подписывал, хоть и был в теме. Такая ему досталась роль, и он с ней справился. Люди такого масштаба никогда не бывают белыми и пушистыми. Они используют средства, которые кажутся им целесообразными. В отличие от советских актеров, кто Ленина играл в жестких рамках (шаг влево, шаг вправо – расстрел), у нас руки развязаны. Образ вождя, благодаря Жене Миронову, получился нешаблонным. Я ему так и сказал: «Без тебя картину снимать не буду». 

- Разве не вы предлагали роль Ленина ди Каприо?

- Нет, я сразу только Миронова представлял в этой роли. Люблю этого актера за талант, за человеческие качества. Мне хотелось получить портрет Ленина в новом времени. Хотя была такая утка в кинематографическом сообществе, мол, ди Каприо хочет сыграть Ленина. Затевался еще один проект про революцию, там действительно хотели пригласить Леонардо. Но почему-то эту историю связали с нашим проектом.

Ленина сейчас подзабыли. Молодежь вообще плохо представляет, кто такой. А страсти по мавзолею? Я считаю, что человека надо похоронить, как подобает. У нас отношения к Ленину -  либо злодей, либо великий. А я хотел найти в нем обычного живого человека.

АХИ-ВЗДОХИ С ИНЕССОЙ АРМАНД

- В фильме любовные линии вождя прописаны?

- Вообще к проекту подступал в ужасе: Ленин представлялся мне закрытой консервной банкой. Как узнать, что там было у них, например, с Инессой Арманд? Никто ж со свечкой не стоял. Сохранилось всего одно письмо, в котором есть намек на «отношения», остальное - слухи. И свидетельства очевидцев, что Ленин шел за гробом Инессы в полуобморочном состоянии. Мы вставили в фильм диалог, когда она ему пишет: «Теперь я не согласна ни на поцелуи, ни на ахи-вздохи, мне достаточно смотреть на тебя, слушать тебя»… В кино, например, ни разу не показывали, как Ленин целуется, так что наш поцелуй с Инессой Арманд из «Меморандума» можно отдать в Книгу рекордов Гиннесса.

Потом они с Крупской воспитывали детей Арманд, правда, подтверждений, были ли там дети Ленина, нет. Интересно было бы сделать генетическую экспертизу.

- В роли Парвуса вы сразу увидели Федора Бондарчука?

- Бондарчука утвердил сразу, о чем ни секунды не жалею. Во-первых, он очень похож: мы убрали тучность, воспроизвели манеру говорить, размахивая руками, во всем остальном Федор совпал с персонажем.

- А если бы Парвус появился сейчас в России, что бы он устроил, как думаете?

- Ничего. Его бы грохнули. На этой шахматной доске – и тогда, и сейчас играют другие фигуры. Ничего бы не получилось. Собственно, он уже появлялся. Березовский - реинкарнация Парвуса, а его историю мы знаем.

ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ

«Представляете: будущий вождь стрелял папиросы в ресторанах!»

- Александр Парвус родился под Минском. Как думаете, происхождение как-то сказалось на разрушителе империи?

- Вряд ли. Он недолго там прожил. Израиль Лазаревич Гельфанд – подлинное имя нашего героя – родился в городе Березино Минской губернии в семье еврея-ремесленника. Когда мальчишка был совсем мал, их дом сгорел: крупный пожар уничтожил полгорода. Семья переехала в Одессу, на родину отца. После гимназии Израиль участвовал в кружках революционной молодежи. В 18 лет уехал в Европу, получил блестящее образование, говорил на нескольких языках. В Россию приезжал однажды, в 1905 году с Троцким. Ленин тогда был за границей. Парвуса арестовали, присудили три года каторги, но он сбежал из-под ареста. Напоил конвоиров, и они с напарником дали деру. После этого в России не появлялся.

Когда началась Первая мировая война, Парвус уже был в Стамбуле, богат и счастлив, но чувствовал, что не использовал еще один шанс. Он принес в Посольство Германии свой 20-страничный «Меморандум Парвуса», в котором объяснил, как разрушить Российскую империю и вывести ее из войны. Потом показал этот документ в Берлине и назвал имя Ленина, который может это сделать. Чутье! У Ленина популярности еще и в помине не было. После этого, по слухам, они встретились с Лениным, тот отверг его, и больше они не виделись. Эту вымышленную встречу описал Солженицын.

Реальная встреча Ленина и Парвуса состоялась в Берне, где Ленин жил с Крупской. Ее мама к тому времени умерла, а тещу Ленин по-своему любил. По выходным, когда были закрыты магазины, бегал по окрестным ресторанам и доставал для нее папиросы. Представляете: будущий вождь стрелял папиросы в ресторанах! Из таких малозначимых деталей вытекает многое. Обедать они ходили в студенческую столовую, Ленин всегда брал самый дешевый обед. Суп, картошка, кусок хлеба. Слухи о том, что они там роскошествовали, - ложь. Сохранились письма с его бесконечными просьбами: «Дайте денег!» Одно Рождество они с Крупской встретили с простоквашей.

В фильме встречу с Лениным Парвусу устраивает любовница. В той самой столовой. Достоверно известно: Ленин всячески сторонился того, чтобы потянулся слух о немецких деньгах, делал все возможное, чтобы это к нему не прилипло. Все равно прилипло. А Парвус в этом смысле был беспринципен. Деньги, которые брал у немцев, конечно, тратил на финансирование революции, но немалые суммы оседали в его карманах.

- Правда ли, что «Меморандум» настолько современный документ, что вместо 1915 года написания можно поставить 2015-й?

- Вполне. Все цветные революции - на Украине, в Грузии, в Сирии - делаются по меморандуму. Впрочем, еще раньше эти постулаты сформулировал Достоевский в «Бесах». Помните диалог Верховенского со Ставрогиным: «…мы сделаем смуту - все поедет с основ. Раскачка пойдет такая, какой еще мир не видал…»

Парвус с Лениным договаривались, что он займет министерскую должность в новом правительстве. Но окончательно все должны были обсудить во время встречи в Стокгольме. В марте 1917-го делегация во главе с Лениным прибывает в Стокгольм, и Парвус ждет встречи. Но вместо Ленина приходит Радек: «Владимир Ильич просил передать, что революцию надо делать чистыми руками». Так великого комбинатора кинули, говоря современным языком. 

БОЛЬШОЕ КИНО В ТЕЛЕВИЗОРЕ

- Каковы перспективы развития жанра телесериала? Вы сняли несколько успешных проектов - «Гибель империи», «Достоевский», «Бесы»?

- Люблю этот жанр, и был счастлив, когда в какой-то момент у нас, как в Америке, серьезное кино ушло на ТВ. И большие деньги вкладывались, и хороших актеров снимали, но к сожалению, в серьезную тенденцию это не выросло. Вот и хочу в Общественной палате провести круглый стол по поводу сериалов, обсудить, что же нам делать, кино остается важнейшим идеологическим инструментом.

- Как оцениваете современную актерскую школу, молодых принято называть «другими»?

- Во-первых, понятие школы Станиславского затерли, оно стало жупелом. По моему ощущению, американцы, у которых есть еще школа Михаила Чехова, куда более серьезно относятся к этому. У нас много говорят… Кроме того, если в театре для актеров есть еще какой-то материал, где они могут себя проявить, то в кино увы. Все меньше и меньше. Хотя список есть – Маковецкий, Миронов, Балуев. Все актеры, снимавшиеся у меня, могут конкурировать с кем угодно на мировом уровне. Но нужен материал, и как раз на ТВ мы могли бы решить эту проблему.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. Окончил Свердловский архитектурный институт, Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Работал ассистентом режиссера у Никиты Михалкова. Среди лучших картин – «Зеркало для героя», «Мусульманин», «72 метра», «Поп», сериалов – «Гибель Империи», «Достоевский», «Бесы». Завкафедрой режиссуры во ВГИКе. Народный артист РФ.


О ЧЕМ ФИЛЬМ

Восьмисерийный фильм основан на реальных событиях 1915-1917 годов. Это история возвращения Ленина (Евгений Миронов) в Россию из эмиграции. Правительство Германии выделяет деньги на госпереворот в нашей стране. Немецкому марксисту Александру Парвусу (Федор Бондарчук) поручено разрушить империю.