Ротшильд сыграл первую скрипку
В Бресте прошел самый крупный в Беларуси театральный фестиваль «Белая Вежа». Лучшим признали спектакль известного московского режиссера Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда»
А СУДЬИ КТО? ИХ НЕТ
Десять дней непрерывного забега по брестским подмосткам. Фестиваль даже не смог удержаться внутри стен театров, выплеснулся на площади города уличными спектаклями. В Беларуси это самый представительный подобный форум. Причем международного уровня.
Посудите сами. Спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе польского драматурга Витольда Гомбровича поставил в Венгрии украинский режиссер Ярослав Федоришин. Обстоятельный анализ работы дали критики из Литвы и России. В одной постановке - сотрудничество пяти стран. Конечно же, постоянные участники здесь - коллективы из Беларуси, России, Литвы.
Может показаться странным, но у фестиваля нет жюри. Есть команда экспертов, которые каждый день обсуждают увиденные спектакли. В этом году в команду, кроме российских и белорусских критиков, вошли театроведы из Польши, Литвы и Эстонии. А постановок каких здесь только не было: драмы, кукольные шоу, пластическое искусство, музыкальные, уличные и обязательно какой-нибудь шокирующий эксперимент. В этот раз сюрпризом «Белой Вежи» стал приезд малоизвестных коллективов, которые создали спектакли на средства, собранные на краундфандинговой платформе - пожертвования в интернете. Это спектакль из Минска «Опиум» Центра искусств «АРТ Корпорейшн» и «Билли Миллигран» из Санкт-Петербурга «Такого театра».
В самостоятельном творческом плавании без госфинансирования существуют также белорусский коллектив «ИнЖест», эстонский театр «Ферть», литовская студия Theaomai и российская «Студия.projekt». Эта новая реальность ничуть не отразилась на качестве. Даже наоборот - остро вскрыла проблемы театральные и социальные.
НИ МИНУТЫ ПОКОЯ
Многие спектакли были неожиданные и смелые, поднимали необычные для театра вопросы. Так, польский спектакль «Ремус» посвящен истории кашубов, малого народа, который живет между Польшей и Германией, говорит на своем языке и стремится сохранить индивидуальность. А казахский спектакль «Джут» - малоизвестная история семей, погибших в степи от голода в 30-х годах ХХ века. Постановка, полная красивых ритуалов, дает представление о том, почему тогда во время голодомора погибло так много людей. Острые политические переживания ощущаются в грузинском спектакле из Батуми «Синдром, или Кого воспеваешь?».
- За основу Батумский театр взял пьесу Славомира Мрожека «Карл». Она написана в начале 60-х годов, тогда мире тоже было неспокойно, - рассказал критик из Польши Томаш Милковски. - И несмотря на то, что труппа демонстрирует характерную стилистику грузинского театра - ни минуты покоя, песни, пляски, свет, крик, - тема очень серьезная. Ребятам удалось показать почти математический механизм современного терроризма, который выходит из ничего. Нет причин для него, но он существует. И каждый может стать жертвой.
Обладатель «Золотой маски», российская «Скрипка Ротшильда» заставила восхищаться мастерством звездного состава актеров, сострадать, сопереживать и обдумывать собственную жизнь. Немудрено, что спектакль назвали лучшим на «Белой Веже-2017».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алесь Поплавский, белорусский поэт и бард:
- «Белая Вежа» очень важна для Бреста, это уже международный бренд, без него наша жизнь немыслима. Хотя на фестиваль ходят в основном люди культуры, интеллигенция, но даже далекому от театра человеку понятно, что это очень важное событие. Оно расширяет наш кругозор, привлекает в город интересные постановки и гостей.
Сергей Столярчук, сотрудник брестского образовательного центра «Нью-Тон»:
- Форум каждый год вливает новую кровь в жизнь города. Когда бы и какой спектакль ни посмотрел - обязательно незабываемо, всегда некий внутренний поворот. С сыном смотрели постановки на площади. Это была яркая импровизация, понятная ребенку, но она не оставила равнодушным и меня, взрослого. Не забуду Литовский молодежный театр, чей спектакль шел на литовском языке, но все воспринималось, принималось душой - перевод был не нужен.
Валерий Баринов, народный артист России:
- В Брест приезжал пятьдесят с лишним лет назад с гастролями Орловского театра. Был тогда рабочим сцены и выходил в массовке, одетый монахом. Роль без слов. Директором театра был Николай Белоусов, заслуженный артист. Повел нас в Брестскую крепость. В памяти остались обгоревшие стены. И вдруг среди других портретов героев, мы все увидели молодое лицо нашего директора, уцелевшего защитника крепости. Мы гордились, что знаем его.
Игорь Ясулович, народный артист России:
- Моя жизнь тесно связана с Беларусью. Мама родилась в Витебске и бабушка из Беларуси. Я приезжал к ней погостить. Днепр переплывал туда и обратно. Окончив институт, был на гастролях в Минске. И здесь меня пригласили на «Беларусьфильм» - режиссер Виктор Туров, который только-только окончил институт кинематографии, снимал картину «Через кладбище». Это было начало нового взгляда на войну, на военное время, на то, что происходило с людьми в те годы. Снимали в Новогрудке, и я благодарен судьбе, что прикоснулся к Беларуси.