И грянул бой, «Полтаву» строй!
В Петербурге создают точную копию корабля Петра Великого, с которого начался русский флот
И СТОЛЯРЫ, И ПЛОТНИКИ
С восьми утра до восьми вечера вокруг «Полтавы» суетятся семь десятков мастеров. И это еще немного, во времена Петра I корабль строили триста человек. Воссоздать флагманский линейный корабль Балтийского флота, который строил в том числе сам царь - задача непростая. Уже четыре года в большом ангаре у Финского залива трудятся конструкторы, резчики, кузнецы.
- Большинство - непрофессионалы, романтики, - улыбаются судостроители. - Но научиться всему можно. У нас каждый - и столяр, и плотник, и пушкарь.
Работа спорится: до зимы закончат корпус, а весной корабль спустят на воду. Скелет корабля, составленный из киля-«позвоночника» и пятидесяти шпангоутов-«ребер», уже обшивают. Стелят капитанскую палубу, а декор ожидает установки.
ИЩИТЕ ДЕРЕВО
«Полтаву» пришвартуют в парке 300-летия Петербурга у «Лахта центра». Она станет сердцем экспозиции, посвященной кораблестроению.
- При желании «Полтава» сможет ходить под парусами, - говорят на верфи. - Прямо как в XVIII веке.
Технологии для реконструкции применяют совсем не петровские: пеньку и смолу заменил герметик, расклепанные гвозди - болты и гайки, а палубу стелят в три слоя, доска-фанера-доска. Новшества диктует Морской регистр судоходства. Без соблюдения требований «Полтаву» не разрешат спускать на воду.
С инструментом и крепежом в наше время проблем нет. А вот с материалами пришлось побегать: дуб на корпус, сосну на мачты, лиственницу на обшивку - собирают по всей стране.
- Корабельного леса давно нет. Нам же нужны дубы определенного сорта, которым от 150 лет, - говорят мастера. - Доски должны быть определенной влажности, но их тоже не производят. Поэтому мы покупаем стволы, сами распиливаем их, сушим и обрабатываем.
- Несколько месяцев искали дерево на киль, а форштевень (его продолжение в носовой части. - Ред.) так и не нашли: пришлось склеивать, - говорит руководитель экскурсионного отдела верфи Оксана Роде. - Теперь гоняемся за материалом для руля. Он должно быть целиковым - склеить не выйдет.
Сейчас техника позволяет делать паруса на раз-два, но для «Полтавы» их шьют вручную. Правда, не из льна, как раньше, а из синтетики. Все
готово, кроме самого большого паруса, грота. Его размер - 220 квадратных метров. Пушки отливают в Удмуртии. Всего их будет 54.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В высоту «Полтава» будет с 16-этажный дом.
Длина самого большого гвоздя корабля - 3,5 метра: он крепит киль к направляющим.
В трюм посетителей пускать не будут: его заполнят балластом. Во времена Петра это были тюки с песком, каменные валуны и свинцовые пластины.
На сегодняшний день только дубовых стволов на «Полтаву» ушло уже 1897 штук.
ВНЕШНИЙ ЛОСК
Львиный оскал
О том, как была украшена «Полтава», доподлинно неизвестно: сохранилась лишь гравюра Питера Пикарта, на которой корабль изображен с кормы. На ней - сюжет мифа о Фаэтоне. Основные элементы декора, которые вручную вырезали из дуба, уже готовы.
- Обрабатываем детали маслом со скипидаром, - говорят мастера. - Чтобы дуб потом воду не «пил». Затем покроем краской и сусальным золотом.
Главная загадка - носовая фигура. Но специалисты верфи почти уверены, что на носу «Полтавы» был лев: именно этот зверь красовался на судах Англии того времени, а Петр I как раз заимствовал их технологию.
- Животное-чудовище на носу - традиция XVIII века, - объясняют на верфи. - Львы были примерно одинаковыми: маленькое тело, огромная грива. То ли лев, то ли грифон.
Справка «СВ»
«Полтаву» спустили на воду в июне 1712 года. Она стала первым линейным кораблем, который заложили и построили в Петербургском адмиралтействе. Проектировал его лично Петр I. Название корабль получил в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами. С 1712 по 1732 год «Полтава» приняла участие в шести морских кампаниях. Дважды на ней держал свой флаг Петр I.