САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

И грянул бой, «Полтаву» строй!

В Петербурге создают точную копию корабля Петра Великого, с которого начался русский флот

К первому выходу в море шхуна станет точно такой, как на макете. Только примерно в пятьдесят раз больше. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

И СТОЛЯРЫ, И ПЛОТНИКИ

С восьми утра до восьми вечера вокруг «Полтавы» суетятся семь десятков мастеров. И это еще немного, во времена Петра I корабль строили триста человек. Воссоздать флагманский линейный корабль Балтийского флота, который строил в том числе сам царь - задача непростая. Уже четыре года в большом ангаре у Финского залива трудятся конструкторы, резчики, кузнецы.

- Большинство - непрофессионалы, романтики, - улыбаются судостроители. - Но научиться всему можно. У нас каждый - и столяр, и плотник, и пушкарь.

Работа спорится: до зимы закончат корпус, а весной корабль спустят на воду. Скелет корабля, составленный из киля-«позвоночника» и пятидесяти шпангоутов-«ребер», уже обшивают. Стелят капитанскую палубу, а декор ожидает установки.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Корпус коробля уже почти готов. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

ИЩИТЕ ДЕРЕВО

«Полтаву» пришвартуют в парке 300-летия Петербурга у «Лахта центра». Она станет сердцем экспозиции, посвященной кораблестроению.
- При желании «Полтава» сможет ходить под парусами, - говорят на верфи. - Прямо как в XVIII веке.

Технологии для реконструкции применяют совсем не петровские: пеньку и смолу заменил герметик, расклепанные гвозди - болты и гайки, а палубу стелят в три слоя, доска-фанера-доска. Новшества диктует Морской регистр судоходства. Без соблюдения требований «Полтаву» не разрешат спускать на воду.

С инструментом и крепежом в наше время проблем нет. А вот с материалами пришлось побегать: дуб на корпус, сосну на мачты, лиственницу на обшивку - собирают по всей стране.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

- Корабельного леса давно нет. Нам же нужны дубы определенного сорта, которым от 150 лет, - говорят мастера. - Доски должны быть определенной влажности, но их тоже не производят. Поэтому мы покупаем стволы, сами распиливаем их, сушим и обрабатываем.

- Несколько месяцев искали дерево на киль, а форштевень (его продолжение в носовой части. - Ред.) так и не нашли: пришлось склеивать, - говорит руководитель экскурсионного отдела верфи Оксана Роде. - Теперь гоняемся за материалом для руля. Он должно быть целиковым - склеить не выйдет.

Сейчас техника позволяет делать паруса на раз-два, но для «Полтавы» их шьют вручную. Правда, не из льна, как раньше, а из синтетики. Все
готово, кроме самого большого паруса, грота. Его размер - 220 квадратных метров. Пушки отливают в Удмуртии. Всего их будет 54.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru  

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В высоту «Полтава» будет с 16-этажный дом.
Длина самого большого гвоздя корабля - 3,5 метра: он крепит киль к направляющим.
В трюм посетителей пускать не будут: его заполнят балластом. Во времена Петра это были тюки с песком, каменные валуны и свинцовые пластины.
На сегодняшний день только дубовых стволов на «Полтаву» ушло уже 1897 штук.



И грянул бой, «Полтаву» строй!
Пушки на палубах будут настоящие - хоть сейчас в бой. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

И грянул бой, «Полтаву» строй!

Нижняя палуба выглядит как внутренности космического корабля, а размеры такие, что в футбол играть можно - больше 35 метров в длину. Фото: Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

ВНЕШНИЙ ЛОСК


Львиный оскал

О том, как была украшена «Полтава», доподлинно неизвестно: сохранилась лишь гравюра Питера Пикарта, на которой корабль изображен с кормы. На ней - сюжет мифа о Фаэтоне. Основные элементы декора, которые вручную вырезали из дуба, уже готовы.

- Обрабатываем детали маслом со скипидаром, - говорят мастера. - Чтобы дуб потом воду не «пил». Затем покроем краской и сусальным золотом.

Главная загадка - носовая фигура. Но специалисты верфи почти уверены, что на носу «Полтавы» был лев: именно этот зверь красовался на судах Англии того времени, а Петр I как раз заимствовал их технологию.

- Животное-чудовище на носу - традиция XVIII века, - объясняют на верфи. - Львы были примерно одинаковыми: маленькое тело, огромная грива. То ли лев, то ли грифон.

Справка «СВ»

«Полтаву» спустили на воду в июне 1712 года. Она стала первым линейным кораблем, который заложили и построили в Петербургском адмиралтействе. Проектировал его лично Петр I. Название корабль получил в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами. С 1712 по 1732 год «Полтава» приняла участие в шести морских кампаниях. Дважды на ней держал свой флаг Петр I.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  2. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  3. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  4. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  5. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  6. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  7. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  8. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  9. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  10. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  11. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  12. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  13. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  14. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  15. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также