13 Сентября 2017 года / К номеру: 41  (745)

И грянул бой, «Полтаву» строй!

В Петербурге создают точную копию корабля Петра Великого, с которого начался русский флот

И грянул бой, «Полтаву» строй!

К первому выходу в море шхуна станет точно такой, как на макете. Только примерно в пятьдесят раз больше. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

И СТОЛЯРЫ, И ПЛОТНИКИ

С восьми утра до восьми вечера вокруг «Полтавы» суетятся семь десятков мастеров. И это еще немного, во времена Петра I корабль строили триста человек. Воссоздать флагманский линейный корабль Балтийского флота, который строил в том числе сам царь - задача непростая. Уже четыре года в большом ангаре у Финского залива трудятся конструкторы, резчики, кузнецы.

- Большинство - непрофессионалы, романтики, - улыбаются судостроители. - Но научиться всему можно. У нас каждый - и столяр, и плотник, и пушкарь.

Работа спорится: до зимы закончат корпус, а весной корабль спустят на воду. Скелет корабля, составленный из киля-«позвоночника» и пятидесяти шпангоутов-«ребер», уже обшивают. Стелят капитанскую палубу, а декор ожидает установки.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Корпус коробля уже почти готов. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

ИЩИТЕ ДЕРЕВО

«Полтаву» пришвартуют в парке 300-летия Петербурга у «Лахта центра». Она станет сердцем экспозиции, посвященной кораблестроению.
- При желании «Полтава» сможет ходить под парусами, - говорят на верфи. - Прямо как в XVIII веке.

Технологии для реконструкции применяют совсем не петровские: пеньку и смолу заменил герметик, расклепанные гвозди - болты и гайки, а палубу стелят в три слоя, доска-фанера-доска. Новшества диктует Морской регистр судоходства. Без соблюдения требований «Полтаву» не разрешат спускать на воду.

С инструментом и крепежом в наше время проблем нет. А вот с материалами пришлось побегать: дуб на корпус, сосну на мачты, лиственницу на обшивку - собирают по всей стране.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

- Корабельного леса давно нет. Нам же нужны дубы определенного сорта, которым от 150 лет, - говорят мастера. - Доски должны быть определенной влажности, но их тоже не производят. Поэтому мы покупаем стволы, сами распиливаем их, сушим и обрабатываем.

- Несколько месяцев искали дерево на киль, а форштевень (его продолжение в носовой части. - Ред.) так и не нашли: пришлось склеивать, - говорит руководитель экскурсионного отдела верфи Оксана Роде. - Теперь гоняемся за материалом для руля. Он должно быть целиковым - склеить не выйдет.

Сейчас техника позволяет делать паруса на раз-два, но для «Полтавы» их шьют вручную. Правда, не из льна, как раньше, а из синтетики. Все
готово, кроме самого большого паруса, грота. Его размер - 220 квадратных метров. Пушки отливают в Удмуртии. Всего их будет 54.

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru  

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В высоту «Полтава» будет с 16-этажный дом.
Длина самого большого гвоздя корабля - 3,5 метра: он крепит киль к направляющим.
В трюм посетителей пускать не будут: его заполнят балластом. Во времена Петра это были тюки с песком, каменные валуны и свинцовые пластины.
На сегодняшний день только дубовых стволов на «Полтаву» ушло уже 1897 штук.



И грянул бой, «Полтаву» строй!
Пушки на палубах будут настоящие - хоть сейчас в бой. Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

И грянул бой, «Полтаву» строй!
Нижняя палуба выглядит как внутренности космического корабля, а размеры такие, что в футбол играть можно - больше 35 метров в длину. Фото: Фото: Олег Золото/ kpmedia.ru

ВНЕШНИЙ ЛОСК


Львиный оскал

О том, как была украшена «Полтава», доподлинно неизвестно: сохранилась лишь гравюра Питера Пикарта, на которой корабль изображен с кормы. На ней - сюжет мифа о Фаэтоне. Основные элементы декора, которые вручную вырезали из дуба, уже готовы.

- Обрабатываем детали маслом со скипидаром, - говорят мастера. - Чтобы дуб потом воду не «пил». Затем покроем краской и сусальным золотом.

Главная загадка - носовая фигура. Но специалисты верфи почти уверены, что на носу «Полтавы» был лев: именно этот зверь красовался на судах Англии того времени, а Петр I как раз заимствовал их технологию.

- Животное-чудовище на носу - традиция XVIII века, - объясняют на верфи. - Львы были примерно одинаковыми: маленькое тело, огромная грива. То ли лев, то ли грифон.

Справка «СВ»

«Полтаву» спустили на воду в июне 1712 года. Она стала первым линейным кораблем, который заложили и построили в Петербургском адмиралтействе. Проектировал его лично Петр I. Название корабль получил в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами. С 1712 по 1732 год «Полтава» приняла участие в шести морских кампаниях. Дважды на ней держал свой флаг Петр I.



Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

Белорус из Хогвартса и достигаторы

Прокатиться на поэтическом автобусе, отправить поздравление с Днем Победы и оказаться в Москве, не покидая удобного кресла. Так удивляла XXVII Минская международная книжная ярмарка

Дали - вблизи!

Москвичам вообще рукой подать. В Манеж привезли больше 180 полотен, рисунков и гравюр великого испанца

Балканский бит

Горан Брегович отметит 25-летие фильма «Андеграунд» в Москве  

Олений поцелуй, синяя птица и мохнатые коники

На выставке «Мир дикой природы в объективе» в Красном костеле Минска фотографы открыли секреты дикой природы Синеокой

Актриса Татьяна Чердынцева: Мужа нашла, когда стала «ученицей Мессинга»

Первый канал показывает новый мистический сериал, где ассистентку легендарного артиста-экстрасенса Ольгу Мигунову играет белорусская артистка. Девушка рассказала «СВ» об экстриме на съемках, знакомстве с прототипом своей героини и о том, каково ей пришлось, когда переехала из Минска в Москву

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Белыничи

Город упоминается с XVI века. Он известен как вотчина магната Льва Сапеги и князя Ксаверия Огинского.  А в этом году станет столицей Дня белорусской письменности

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Политика

Владимир Путин: Наш долг - помнить, какой ценой досталась Победа

Президент России поблагодарил защитников Отечества и пообещал, что будет изобличать любые попытки исказить историю

Экономика: интеграция

Что тебе снится, «скиф-аврора»?

Объединение научных и технологических потенциалов двух стран шло в тесной связке с правовыми инициативами. Ученые отмечают, что законодательная поддержка союзных проектов может стать примером для всего евразийского пространства

Общество

Защитный прием

День защитника Отечества в субботу и воскресенье будут с размахом отмечать Москва и Минск. «СВ» изучило праздничную программу и выбрало самые яркие события

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду



Политика

Владимир Путин: Наш долг - помнить, какой ценой досталась Победа

Президент России поблагодарил защитников Отечества и пообещал, что будет изобличать любые попытки исказить историю

Общество

Защитный прием

День защитника Отечества в субботу и воскресенье будут с размахом отмечать Москва и Минск. «СВ» изучило праздничную программу и выбрало самые яркие события

Общество

Гуляй, Масленица!

Календарная весна в этом году совпала с самым вкусным языческим русским праздником – Масленицей. Москва и Минск уже готовы накормить до отвала блинами и напоить сбитнем жителей и гостей двух столиц

Тесты

ТЕСТ «СВ»: ЗАRUBY НА НОСУ

Ученые наших стран внесли огромный вклад в мировую науку. «СВ» предлагает проверить, как хорошо их достижения знаете вы.

Политика

17 часов без перерыва…

Исполнилось пять лет встрече «нормандской четверки» в Минске

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Политика

Александр Лукашенко: Внешняя и внутренняя политика - не во вред родным россиянам

Президент Беларуси высказался о принципах интеграции и развенчал слухи о «теории заговора»

Политика

Владимир Путин: Как люди скажут, так и будет

Президент России встретился с рабочей группой, которая готовит предложения по поправкам в Конституцию страны

Взгляд из Минска

Основной закон развития

Конституция Беларуси - на пороге четвертого совершенствования