Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Алесь Адамович (справа) и Даниил Гранин, после выхода "Блокадной книги" часто устраивали встречи с ветеранами. На фото они с одной из героинь произведения Евгенией Строгановой. Фото: Алексей Варфоломеев/ РИА Новости
Один из величайших гуманистов ХХ столетия, Алесь Адамович открыл нам то, на чем стоит современная культура. Это он рассказал миру о трагедии Хатыни, первым заявил о начале эры нон-фикшн в литературе. Элем Климов снял по его сценарию фильм «Иди и смотри», ставший классикой мирового кинематографа.
ПАРЕНЬ ИЗ ГЛУШИ
Парню из Глуши (так называлась его родная белорусская деревня) было всего пятнадцать, когда он взял ружье и ушел партизанить. На задания отправлялся, пока мама, фельдшер аптеки, лечила раненых бойцов. Обычно аптекари подвергались жесточайшему контролю, но Анне Митрофановне немцы доверяли - она была из обиженных, раскулаченных советской властью.
Уже в мирное время, в день похорон Анны Митрофановны, благодарные односельчане пронесут гроб с ее телом по поселку и на вытянутых руках будут держать его возле аптеки, где она работала много лет.
Мать пыталась уберечь детей. И эта дата - 3 сентября 1927 года - не настоящий день рождения Алеся. Записала, будто он на пару лет моложе, чтобы не отпускать на фронт. Но, как и героиня фильма «Иди и смотри», удержать сына возле себя не смогла.
СТРАХ ВОЙНЫ
«Оказывается, быть партизаном - это все время куда-то идти. Поел, если повезло, поспал, если удалось, и снова идешь, идешь, ощущая заострявшуюся боль под лопаткой - с той стороны, где тяжесть винтовки», - писал в своих книгах Алесь, как жили белорусские партизаны. Как, положив грязь в платочек, выжимали из нее воду, как плавили самолетную обшивку и делали из нее ложки, как сами добывали себе оружие, снимая его с мертвого врага...
Противник не щадил пленных. «О партизанах, которые попали в руки немцам живыми, - говорили с внутренним содроганием». Поэтому вместе с патронами Алесь всегда носил гранату. Мысленно не раз отгибал чеку, выдергивал, чувствуя стальную упругость пластины. «Когда твоя жизнь, твоя смерть у тебя в руке, уже не так страшна чужая лютость, жестокость».
Но он выжил. Стал величайшим пацифистом и гуманистом.
- Больше всего муж боялся третьей мировой, - вспоминает жена писателя Ирина Ковалева. - Я видела, как у него накатывались слезы, когда началась бомбардировка Ирака. С ужасом смотрел на экран, опасаясь, что это может быть началом войны. После Хиросимы был потрясен тем, что в один миг сразу все человечество могло стать смертным, а не просто отдельный человек или даже народ.
Над его страхами даже посмеивались, считали, что это мания воевавшего. Адамович парировал: «Люди сидят на балкончике, чай пьют, а внизу носится смешной человек, руками машет. Им смешно. А смешной человечек кричит им: пожар, спасайтесь!»
«В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ НЕ ДОЕДЕТЕ...»
В 80-е Алесь стал известным писателем, общественным деятелем, ко мнению которого прислушивались. Многие в СССР знали его в лицо, так как в перестроечное время передачи с ним показывали чуть ли не каждый день.
«Да остановите уже своего Алеся», - сказал в сердцах Даниилу Гранину президент Горбачев после того как тот на Первом съезде народных депутатов забросал его записками с просьбами дать слово. После этого в газетах вышли статьи с заголовком: «Кто и когда остановит Адамовича?»
Правдоруба было не остановить. Адамович выступал за рубежом, собирал огромные аудитории, не стеснялся говорить правду руководству страны. Он помог донести властей, насколько сильно после чернобыльской катастрофы пострадала Беларусь.
- Алеся отличало умение «истину царям с улыбкой говорить», - говорит Ирина Ковалева. - В очередной раз, когда приехал из Минска с письмами к Горбачеву с информацией о радиации от ученых и экологов, ему сказали: «В следующий раз не доедете...» Но он не отступил.
НЕ ВЫДЕРЖАЛО СЕРДЦЕ
Последние годы жизни Адамович жил в Москве. Стал директором института киноискусства. Писал статьи для газет. Было много планов. Но неожиданная смерть в 69 лет не дала им сбыться.
Близкие знают, как тяжело Адамович работал - пропускал через себя. Его бросало то в жар, то в холод.
- Алесь тяжело представлял войну. Поэтому и сердце не выдержало, - говорит Ирина.
«Как вы там без меня?», - спрашивает Алесь с последних кадров, снятых женой в больничной палате.
Мы по-прежнему боимся правды, Алесь.