На сцене - властелин, в жизни - скромный и родной
В столице Беларуси установили памятник легендарному музыканту, основателю и худруку ансамбля «Песняры» Владимиру Мулявину
Никаких высоких постаментов. Мулявин близкий и родной, совсем как при жизни. И, конечно, с гитарой. Будто знаменитый музыкант только что присел на ступеньки отдохнуть после изматывающего многочасового концерта.
Бронзовая скульптура украсила сквер за филармонией, где долгие годы творил Мулявин. А в перерывах между репетициями гулял по этим тенистым аллеям. Символично, что с другой стороны перед фасадом здания увековечен еще один знаменитый «песняр» - классик белорусской литературы, поэт Якуб Колас.
17 августа на торжественное открытие памятника с алыми розами и гвоздиками пришли сотни поклонников.
- Владимир Мулявин - великий сын белорусской и российской земли, - сказал министр культуры Беларуси Борис Светлов. - Творчество «песняра» прошло испытание временем. Для меня это эталон мастерства, искренности и душевности.
После официальных речей на импровизированной сцене зазвучали знакомые всем хиты: «Спадчына», «Александрына», «Завушніцы». Но как сказал на открытии губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, у Мулявина было два родных языка. Несколько лет назад памятник музыканту появился на его родине в Екатеринбурге. Скульптура в Минске - ответный подарок от россиян к 950-летию столицы республики.
- Мулявин жил и творил в Беларуси, но характер у него был горячий, уральский. Памятником мы очередной раз отдаем дань уважения уникальному человеку, который прославил наши страны. Эта скульптура сделает Минск еще более родным и уютным.
Жена Владимира Мулявина Светлана мечтала, чтобы памятник супругу появился именно в этом месте недалеко от фонтана в центре города. До этого момента она не дожила всего год…
- Отец всей душой любил белорусскую народную песню, - сказала дочь артиста Марина Мулявина. - Благодаря его работе о нашей богатой культуре узнали во всем мире. Сегодня огромный праздник для меня и всех неравнодушных к творчеству отца.
АВТОР ПРОЕКТА
Скульптор Александр Кострюков: Над образом Работал под хиты «Песняров»
ПОСВЯЩЕНИЕ МАСТЕРУ
- Первый памятник Мулявину появился три года назад на Урале. Это не помешало вам найти свой образ?
- Работа Сергея Логвина впечатляет. Бронзовая фигура высотой в четыре метра и весом две тонны. Певец там в «фирменном» кафтане, с гитарой. Размеры внушительные!
Но сколько скульпторов, столько и разных воплощений одного героя. Нетрудно сделать памятник похожим на прототип, но нужно вдохнуть в него дух, оживить образ... Создавая фигуру, я ни с кем не спорю и не соревнуюсь. Так я вижу Мулявина. Мое первое посвящение мастеру - мемориальная доска с его барельефом. Сегодня она украшает столичную многоэтажку на улице Леонида Беды, где музыкант жил последние годы. Не успели установить доску, начал работу над надгробием, потом появились задумки для памятника.
- Судьба свела вас в конце шестидесятых годов.
- Я тогда работал на киностудии «Беларусьфильм» в цехе комбинированных съемок. В то время в производство запускали музыкальный фильм «Ясь и Янина» с участием «Песняров». Одна из главных ролей была у Володи. В ленте прозвучала известная аранжировка народной песни «Касіў Ясь канюшыну», ставшая со временем хитом и визитной карточкой ансамбля.
Потом стали общаться теснее. Был забавный случай: едем с товарищем по проспекту Ленина и замечаем знакомые «Жигули» Мулявина. Поморгали друг дружке фарами, притормозили. Из машины выскакивает Володя, улыбается и сходу начинает нам расхваливать чехлы на сиденьях. Из бело-черной коровьей шкуры. Экзотика, одним словом! Как оказалось - подарок от поклонников. Мы не говорили о музыке, творчестве, болтали в основном на бытовые темы. Жаль, так и не сделали ни одной совместной фотографии, казалось, впереди еще столько времени и все успеется...
- В вашей работе Мулявин как будто сразу в двух образах: в одном отражается его гениальность, в другом - он очень человечный.
- У Володи не было «звездной болезни», да и не любил он это слово - гений. Если на сцене он был властелином зала, то в жизни - тихий, скромный, застенчивый. Никогда не кичился своей славой. Смущался, когда его узнавали на улице, просили дать автограф. Хотя золотые хиты «Песняров» на мелодичном белорусском языке звучали на просторах всего Советского Союза. И, думаю, сегодня не потеряли популярности! Слушал их песни, когда работал над памятником.
«ДВОЙНИК» НЕ НУЖЕН
- Эскиз долгое время пылился в мастерской...
- Он появился еще в 2006 году, когда я работал над его надгробием. В то время разговоров о скульптуре в столице не было, но я дал себе обещание - сделаю в любом случае. Было много идей, приходилось спорить с самим собой.
Не раз слышал, что копию екатеринбургского Мулявина хотят установить и в Минске. Но в небольшой скверик за Филармонией такая грандиозная скульптура никак не вписывается. Да и зачем нам «двойники». Предложил камерный вариант высотой около двух метров. Динамики практически нет, Мулявин сидит, как будто вспоминая о прошлом. Музыкант, по-моему, должен казаться реальным, близким людям. Поэтому я отказался от фигуры в полный рост.
- Вдова Владимира Мулявина Светлана Пенкина ваши идеи одобряла?
- Мы познакомились лет пятнадцать назад, когда я выносил на суд жюри проект мемориальной доски. Первое, что она спросила: «Вы встречались с Владимиром Георгиевичем?» Отвечаю: «Конечно». Она с улыбкой сказала, что в моей работе стопроцентное попадание. Общение переросло в дружбу. Вместе собирали экспонаты для коллекции музея Мулявина. Помню, Светлана передала мне катушку фотопленки. Я ее проявил и понял, что у меня в руках настоящее сокровище - фото с американских гастролей «Песняров»! Уникальные кадры сегодня хранятся в музее.
КСТАТИ
Памятник, который поставили около филармонии в Минске, - уже не первая попытка увековечить память о белорусском «песняре». Еще в 2004-м, через год после смерти артиста, в центре столицы республики в честь Владимира Мулявина назвали бульвар.
Еще в одном памятном месте в Минске - доме №13 по улице Беды, где когда-то жил музыкант, становили мемориальную доску. Кроме этого, в 2006 году появился памятник с силуэтом музыканта на Восточном мемориальном кладбище.
Не забыли Мулявина и на его родине в Екатеринбурге. На доме, где прошло детство музыканта, также красуется мемориальная доска, а напротив киноконцертного театра «Космос» стоит грандиозная скульптура «песняра» в полный рост.