Прощай, Вера!
16 августа на 62-м году жизни скончалась народная артистка России Вера Глаголева
Первой информацию о смерти подруги подтвердила актриса и телеведущая Лариса Гузеева.
- Да, она умерла, - сказала она агентству РИА Новости.
По данным СМИ, артистка скончалась в Германии, предположительно, от онкологического заболевания.
Меньше чем через час о кончине Веры Глаголевой сообщили в Гильдии актеров России. Подтвердила утрату и старшая дочь актрисы Анна Нахапетова.
- Мы очень просим всех представителей СМИ в этот трагический период нашей жизни, воздержаться от каких либо комментариев и оставить нашу семью в покое. Если вы действительно любили нашу маму, просто молитесь о новопреставленной рабе Божьей Вере, - написала она на своей странице в Инстаграме.
Вера Глаголева была частым гостем фестиваля кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске. Ее фильмы неоднократно получали там награды. В 2005 году отметили оператора картины «Заказ». В 2009-м – приз от зрителей получила лента «Одна война». А в 2014 году фильму «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» с Рэйфом Фансом в главной роли досталось сразу две награды: Гран-при и за лучшую операторскую работу. Минувшей осенью Глаголева была председателем жюри конкурса полнометражных фильмов. Тогда же получила приз губернатора Приамурья Александра Козлова.
- Я нахожусь в Латвии, но уже знаю обо всем. Такие вещи всегда приходят неожиданно...Вера (я даже не могу сказать «была») остается для меня ближайшим человеком. Очень сильным и мужественным. Верным другом, который был в очень тяжелые минуты жизни рядом со мной, - сказал Сергей Новожилов, президент фестиваля кино и театра «Амурская осень», секретарь Союза кинематографистов России.
Вера Глаголева бывала с гастролями во многих городах России и Беларуси - ее хорошо знают и любят в обеих странах.
- Я смотрела репортажи о фестивале ("Славянский базар в Витебске" - Ред.), и мне очень хотелось побывать в этом красивом городе, - рассказывала актриса в интервью. - И вдруг в 2010-м получаю приглашение на "Славянский базар в Витебске". Там я представила свою режиссерскую работу - фильм "Одна война". Это драматическая история о судьбе женщин в годы Великой Отечественной войны. На Дне Союзного государства, который проходит в рамках "Базара", мне вручили почетный диплом Постоянного Комитета, которым я очень дорожу.
- Хороших артистов немало, но нет крупных личностей, - говорила Вера Глаголева. - Личностное, мне кажется, вообще уходит из актерской профессии. Время уже другое, и у этого времени свои ценности, иные, чем были когда-то. Кино все меньше понимается как творческая работа, все больше превращается в гигантскую фабрику по производству зрелищ. Появились картины в формате 3D - и что? Эти картины можно посмотреть один раз - для ознакомления с технологическими диковинками, но обращаться к ним опять и опять едва ли кто станет...
Вера Глаголева родилась 31 января 1956 года в семье учителей Виталия и Галины Глаголевой. В 1962 году переехала в ГДР, где ее родители преподавали в русской школе. В 1966 году семья вернулась на малую родину.
В 1974 году окончила московскую школу. В детстве увлекалась стрельбой из лука. В 16 лет стала мастером в этом виде спорта.
Окончив школу, Вера по приглашению подруги пришла на «Мосфильм», и там на нее обратил внимание режиссер и актер Родион Нахапетов. И предложил ей сыграть роль девочки Симы в картине «На край света...» (1975 года). Фильм имел успех, и Вера решила отказаться от спортивной карьеры в пользу актерской.
Вера Глаголева в молодости со старшей дочкой Анной Нахапетовой. Фото: Instagram Анны Нахапетовой.
В 1977 году после роли Вари в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда», режиссер пригласил ее в Московский драматический театр на Малой Бронной. Актриса тогда отказалась, однако, как потом сама признавалась, жалела об этом поступке.
Несмотря на то, что Вера так и не получила высшего образования, в 70-80-х годах ее актерская карьера пошла в гору.
По мнению многих критиков, Глаголевой хорошо удавались роли хрупких, возвышенных и поэтичных женщин, которые в то же время оставались духовно сильными и самостоятельными.
Популярность у широких масс актриса приобрела после выхода на экраны мелодраммы Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана", где сыграла Лену. Благодаря этой роли Глаголева удостоилась звания лучшей актрисы 1986 года по опросу журнала "Советский экран".
Всего в арсенале актрисы почти полсотни ролей в телевизионных фильмах и кинолентах. Самые известные: "Искренне Ваш..." (1985), "Сошедшие с небес" (1986), "Бедная Саша" (1997), "Маросейка, 12" (2000). В 1990 году Глаголева дебютировала в качестве режиссера психологической мелодрамы "Сломанный свет", в котором рассказывалось о жизни бездомных актеров. Несмотря на то, что в тот год у актрисы возникли сложности с выпуском из-за авторских прав, зрители все же смогли увидеть картину спустя 11 лет. В 2008 году ее картина "Чертово колесо" получила гран-при Первого всероссийского кинофестиваля "Золотой феникс" в Смоленске.
Глаголева сняла еще несколько фильмов - "Заказ" (2005), "Одна война" (2010), "Две женщины" (2014).
Была членом Союза кинематографистов России. В 1995 году получила звание заслуженной артистки России, в 2011 - Народной артистки России.
В 2010 году на международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" была удостоена диплома Постоянного Комитета Союзного государства.
ЦИТАТЫ
- Я должна добиться того, что мне нужно. Я это делаю, и делаю любыми способами.
-
О себе трудно говорить: "Я - лидер". В то же время я не люблю подчиняться. Когда я работаю как актриса и вижу, что режиссер предлагает интересное прочтение роли, я ему беспрекословно подчиняюсь.
-
Когда я вижу на экране румяных, пухленьких солдат в новеньких гимнастерках с белыми подворотничками, сытые лица, современные стрижки, маникюр, мини-юбочки у медсестер, это раздражает. А батальные сцены напоминают компьютерные игры. Ты никому не сочувствуешь, только думаешь: попадет - не попадает.
-
Когда-то кино являлось для нас "важнейшим из искусств". Теперь оно постепенно перестает быть искусством. Внутренний мир человека уже мало кого интересует. Только стрельба, только погони, только эффекты, эффекты и еще раз эффекты.
-
Когда занимаешься режиссурой, ездишь с картиной по фестивалям, то думаешь: "Все, этого тебе вполне достаточно". Но когда попадаешь на сцену, когда слышишь зал, когда выходишь со своими друзьями-коллегами на поклоны, проникаешься мыслью: "Это мне тоже необходимо. Как же я без этого?"