От «Царевны-лягушки» до «Пиковой дамы»
«Славянский базар в Витебске» как живительный источник для поклонников самых разных искусств. Театралы не исключение. Изысканное ассорти из драм, комедий, творческих вечеров и бенефисов с 2000 года готовит проект «Театральные встречи». «Кукольный квартал» в истории фестиваля проект относительно новый, однако и трех лет хватило понять, что в Витебске и он прописался надолго
В 2014 году «Пиковая дама» режиссера театра Олега Жюгжды и вовсе произвела фурор, когда победила сразу в четырех номинациях и завоевала главный приз за лучший спектакль II Национальной театральной премии, обойдя работы драматических театров. К слову, была «Пиковая дама» и в фестивальной афише. В этом году театр везет в Витебск сказку-комедию «Царевна-лягушка». Почему именно этот спектакль? Об этом и другом рассказал главный режиссер театра Олег Жюгжда:
- Захотелось праздника! А наша «Царевна-лягушка» как раз спектакль яркий, сочный, музыкальный. Уникальные полуобьемные куклы Ларисы Микиной-Прободяк, много песен (поем живьем!), танцев, думается, обеспечат всем зрителям фестиваля хорошее настроение.
- К слову, Олег Олегович, отличаются ли витебские фестивальные зрители от знакомых вам гродненских зрителей?
- Каждый театр воспитывает своего зрителя. Ну, Витебск, вообще город с огромными театральными традициями, и театр «Лялька», в котором когда-то сезон я проработал как актер, вносит огромную лепту в эстетическое развитие не одного поколения зрителей. Вот и будет повод посмотреть на зрителя, обсудить свою работу с коллегами. В основном мы работаем для гродненского зрителя, ну и иностранцев на фестивалях. Поэтому для меня выступление в регионах Беларуси всегда интересно. Надо же ощутить свое место в культурном пространстве своей страны.
- Поделитесь секретом, как удалось завоевать любовь и маленького, и взрослого зрителя, учитывая, что в головах многих сидит стереотип, что куклы -- это исключительно детская утеха?
- Чем больше спектаклей для семейного просмотра, тем больше тем для общения у маленьких и больших. Просто на протяжении трех десятилетий надо было ставить хорошие спектакли. И не бояться экспериментов, конечно, отдавая себе отчет в нравственной и эстетической стороне спектакля. Серьезно относиться к своей профессии. Хотя, признаться, зрительский консерватизм несколько раздражает.
- На сцене театра идут Чехов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Гете… Неужели в театре кукол можно поставить совершенно любой спектакль?
- Да, в театре кукол можно поставить почти всю классику. И современность тоже. Вопрос: надо ли это делать? Если в сравнении постановкой с драмтеатре спектакль по тому же самому произведению выглядел интереснее и глубже в театре кукол - можно смело ставить!
- Кто для актеров театра куклы? Вспомогательное средство, коллеги, а может быть, иногда и соперники?
- Это зависит от актеров. У хорошего Кукольника кукла никогда не будет «вспомогательным средством». Я вот, например, часто незаметно наблюдаю, как стоящие актеры разговаривают со своей куклой, бережно к ней относятся... А бывает -- закончил спектакль, швырнул куклу в угол и пошел. Это точно не Кукольник. Так... обыкновенный актер.
- Как рождаются куклы в вашем театре? Кто решает, какой она будет?
- Куклы рождаются в театральных мастерских. А облик задает художник спектакля -- иногда режиссеру до полусотни форэскизов-почеркушек приносят, пока не выберется что-то одно.
- Что в планах театра? Чем собираетесь порадовать зрителя в ближайшее время?
- В планах много работы. Ближайшая премьера -- «Камедыя Юдзіф» по пьесе Сергея Ковалева. Это спектакль для взрослых, по мотивам «Книги Юдифь» Франциска Скорины. Сложный спектакль с массой нравственных вопросов.
- Три года назад коллектив театра получил специальную премию Президента за значительный вклад в развитие не только театрального искусства, но и международных культурных связей. Как много театр гастролирует сегодня и кому из иностранцев интересно наше театрально-кукольное искусство?
- Театр фестивально-гастрольных темпов не сбавляет. И по-прежнему наше «кукольное» искусство высоко ценится и на Западе, и на Востоке. Гродненский театр кукол -- это устойчивый бренд на международных фестивалях. А чем берем? Чувством! Эмоции в зрителях будим. Мы не умозрительный театр. Исполняем главную функцию театра: дарим зрителю сиюминутное переживание.
Мария Шабашова, директор Гродненского областного театра кукол:
-- Нас рады видеть и за рубежом. В 2016 году Гродненский театр побывал на шести международных фестивалях, в 2017 -- на трех (в Литве, Польше и России). На осень нам поступили приглашения из Рязани, Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Сахалина, а также из Минска (фестиваль «ТЕАРТ»). У нас все сошлось: талантливый режиссер, художник, труппа. Поэтому мы и интересны зрителю.
Собирая аншлаги
Сердце «Театральных встреч» -- Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа.
Сколько именитых артистов повидал он на своей сцене! Только в этом году здесь будут блистать Нона Гришаева в спектакле «Джуди», Александр Панкратов-Черный в комедии “Ты мне -- я себе”, Владимир Гостюхин и Елена Проклова в комедии “Невеста напрокат”, Олег Леушин в шахматном детективе “Игра в Наполеона” и многие другие. Однако и сам витебский театр умеет удивить. Не зря это единственный национальный коллектив в Беларуси, функционирующий в областном центре.
Фестивальный зритель хорошо помнит, как на “Славянском базаре в Витебске” режиссер Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Валерий Анисенко, надо отметить, творец неординарный и рискованный, поставил шекспировскую трагедию «Макбет». Не в родных стенах театра, а в усадьбе Ильи Репина «Здравнево», под ночным небом! И хоть было это три года назад, ощущения от жутковатой шекспировской трагедии, прологом которой служила прогулка по тропинке с «ведьмами» и «висельниками», кажется, до сих пор будоражат кровь.
Коллектив театра в постоянном поиске новых форм сценической выразительности, новых авторов, новых героев. И это несмотря на то, что в конце прошлого года театр отметил 90-летие! Только в этом сезоне здесь поставили комедию Жана-Батиста Мольера «Плутни Скапена», комедию Бранислава Нушича «Доктор философии», ироничный детектив Леона Агулянского «Глоток чужого виски» и другие.