Сказка фрейлины Немоляевой
На Московском кинофестивале показали один из самых ожидаемых конкурсных фильмов - «Мешок без дна» режиссера Рустама Хамдамова
Правду говорят: сколько людей – столько мнений, истину установить очень трудно. На этом постулате построена новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которой в свое время снял кино Акира Куросава. В конкурсе 39-го ММКФ показали фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» по мотивам этой же новеллы. Сюжет Акутагавы куда проще: дровосек обнаружил в лесу труп человека, на суде, кроме него, свидетельствуют странствующий монах, стражник, старуха, жена убиенного и дух убитого. Определить убийцу по этим показаниям невозможно - каждый старается выставить себя в выгодном свете.
Символом контрастных свидетельств Хамдамов делает бездонный мешок, из которого в начале фильма достают драгоценности, неслучайно поначалу фильм назывался «Яхонты.Убийство». Также бесконечно из него можно доставать разные мнения по поводу произошедшего, поражаясь тому, как хитроумно устроен человек – это вместилище грехов. Режиссер переносит действие новеллы на русскую почву, во времена правления императора Александра II, и историю об убийстве Царевича в XIII веке рассказывает князю (Сергей Колтаков) затянутая в корсеты фрейлина – блестящая роль Светланы Немоляевой.
Из японского леса с зарослями бамбука и криптомерий мы переносимся в русский сказочный лес, в котором и происходит роковая встреча Разбойника в шапке, похожей на пугачевскую (Кирилл Плетнев), с Царевичем(Андрей Кузичев) и его Царевной (Елена Морозова) в кокошниках и жемчугах. Целая жизнь проносится для зрителя в этом заколдованном черно-белом лесу, где бегают дети-грибы с огромными шляпками и в рукавицах с руки великана, ковыляет медведь-человек, живет настоящая ведьма (Алла Демидова), обожающая уринотерапию, а лодка в реке укажет Царевне самый короткий путь в Зазеркалье.
Сцены в лесу перемежаются со сценами во дворце, и зрителя все дальше в глубь чащи затягивает странное кружение вокруг истории с убийством. Разбойник, Царевич и Царевна устами хитроумной рассказчицы поведают вам все о законах страсти, измены, верности и предательства, правды и лжи – всего того, с чем приходится сталкиваться человеку на протяжении жизни, и внятного ответа, как поступить, чтобы – правильно, вы не получите. Как не узнаете, кто же убил Царевича, и кто вытащил меч из его раны в груди…Останетесь в смутных догадках. Надолго.
Хамдамов демонстрирует две ипостаси человеческой жизни – в природе с ее естественными богатствами и во дворце – среди богатств рукотворных. И – никакой гарантии счастья, хотя бы стабильности, все может изменить нелепый случай. О роковой случайности, которая может встретить тебя за любым деревом в чаще, кому кто, а внимательному зрителю напоминает юная восточная красавица, то и дело возникающая в дверных проемах дворца. Непросто слушать восточную сказку в русских реалиях. Но приходится, и когда сказка закончится, и черный силуэт фрейлины замрет на заснеженной парковой аллее вблизи дворца, зритель, словно вернувшись из сновидения, впервые вздохнет полной грудью. Снежные парковые просторы, наверное, помогут ему осознать, существует ли истина в принципе. Рустам Хамдамов вслед за Акутагавой оставляет вопрос открытым.
Прямая речь
Рустам Хамдамов, режиссер:
Начинался проект с заявки детского фильма-сказки для Госкино. Сказка осталась в основе картины, но не для детских глаз.
***
Пока снимали «Мешок без дна», сменилось несколько операторов и звукорежиссеров. Елена Морозова, исполнительница роли Царевны, за это время родила двоих детей. А двое артистов ушли из жизни.
***
Фильм должен был называться «Яхонты. Убийство», чтобы перекликаться с моим короткометражным фильмом «Бриллианты. Воровство». Но я решил, что это название будет ассоциироваться у зрителей с ювелирным магазином.
***
«Мешок без дна» - название со смыслом и хорошо подходит нашей картине. Это сказка под номером 295 - из «Тысячи и одной ночи», которую читает героиня Светланы Владимировны. Сказка дает ответ на многие вопросы, каждый из которых все объёмнее предыдущего, получается, что вопросы возникают до бесконечности, дна нет».