Москва в слезах. Не верит
В понедельник миллионы поклонников простились c одним из главных кумиров советского кино Алексеем Баталовым. Сердце известного актера остановилось на 89-м году жизни
ИСЦЕЛЯЛ ДРУГИХ ГОЛОСОМ
В понедельник к столичному Дому кино по вымокшей от проливного дождя (а может, от тех самых слез) улице тянулась очередь из тысяч людей. Шли, чтобы проститься с человеком, на фильмах которого выросли. Для одних он гимнаст Тибул из «Трех толстяков», для других Борис из «Летят журавли» или Саша из «Дела Румянцева», и каждый помнит Гошу из «Москва слезам не верит».
- Мы прощаемся не только с Алексеем Баталовым. Мы прощаемся с целой эпохой, с великим кинематографом, к которому мы имели честь принадлежать немного, - сказал во время гражданской панихиды режиссер оскароносной картины Владимир Меньшов. - Спасибо, Алексей Владимирович. Прощайте.
Проститься с народным артистом в Большой зал Дома кино пришли и простые москвичи, и звезды, когда-то работавшие с ним рядом: Иосиф Кобзон, Вера Алентова, Александр Панкратов-Черный...
- Баталов был врачующий актер. Его неповторимый голос исцелял, - вспомнил режиссер-аниматор Юрий Норштейн, у которого Баталов в «Ежике в тумане» озвучивал Рассказчика. - Однажды я рассказал Алексею Владимировичу, что сам делаю мебель. «Пойдем», - сказал он мне. И показал шкаф, кровать, которые стоят у него дома, сделанные его руками. Он был очень мастеровой человек. При этом оставался в высшей степени интеллигентным.
НЕОКОНЧЕННАЯ СТРОКА
Почти полгода до того, как уйти из жизни, он провел в больнице. Причина банальная - упал дома, перелом шейки бедра. В больнице рядом с актером круглосуточно находилась супруга - Гитана Леонтенко, артистка цирка, цыганка. Она ухаживала за ним, вывозила его погулять. Они были женаты пятьдесят лет.
- Я не хотела выходить замуж, - рассказывала как-то в интервью Гитана Леонтенко. - Ну что я буду делать без цирка? Обед варить? Но Алеша был потрясающим! Голубые глаза, голос необыкновенный, как он стихи читал… По сравнению с мужчинами, которых я видела ежедневно, он был совершенно другой. Словно не из этого времени.
В своих последних интервью Баталов не раз говорил, что перед ним стоит одна важная задача - не омрачить достойное прошлое скверным настоящим.
- В новом времени я себя так и не нашел. Играть роли в рекламе или сериалах не стал бы ни за что! Хотя звали не раз, - рассказывал Алексей Владимирович. - Мне важно не угодить в никудышное кино. И, следовательно, оставаться таким, какой я есть, и не изменять вам, а значит, и самому себе.
Не многие знают, что Баталов был еще и поэтом. Правда, стихи свои читал только жене. И писал тоже ей. Последняя запись в его блокноте, который лежал в больничной тумбочке, - строчки, посвященные ей: «Любимая моя, бесценный дар от Бога. Ты вовсе не семья, а к счастию дорога, где каждый шаг с тобой...»
Алексей Баталов умер во сне, в 6 утра 15 июня, так и не успев дописать стихотворение. И, наверное, еще многое не успел...
ДОСЬЕ «СВ»
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире. Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать открыла свой театр. За год до окончания Великой Отечественной дебютировал в кино в эпизодической роли школьника Алексея в фильме «Зоя». В 1950 году окончил Школу-студию МХАТ. В этом же году поступил в труппу Центрального театра Советской армии. Позже играл на сцене МХАТа, а в 1957-м попал на киностудию «Ленфильм» в качестве актера и режиссера. Снялся в 34 картинах, где сыграл больше двадцати главных ролей. Среди них - конечно, Гоша ( «Москва слезам не верит»), Владимир Устименко («Дорогой мой человек»), канатоходец Тибул («Три толстяка») и другие. С 1975 года преподавал актерское мастерство во ВГИКе. Автор книг «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте», а также мемуаров. Народный артист СССР, герой Соцтруда, лауреат трех Госпремий.
ЕЩЕ ОДНА РОЛЬ
Он же Гога, он же дядя Степа
Последней картиной, в которой снялся актер, стало документальное кино о нем самом, вышедшее на Первом канале. Корреспондент «СВ» пообщалась с создателем ленты Иваном Цыбиным.
Фильм, который появился два года назад, рассказывает о сторонах жизни народного артиста, которые не были на виду. Вроде о том же человеке, но немного другом. Фильм так и назвали: «Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога».
- Уговорили Баталова на фильм легко. Тяжело оказалось найти день: тут и самочувствие, и опасения, что много лет не снимался. Сначала Баталов и от грима отказывался, и выглядел очень уставшим. Но как только вошел в кадр - ожил, ощутил себя на съемочной площадке, глаза загорелись. И в финале, когда я его благодарил, он ответил: «Вам большое спасибо за то, что я опять почувствовал себя артистом».
Если человек талантлив, то уж во всем. А Баталов был очень одарен. Оказывается, не только в актером плане. У близких сохранился портрет Анны Ахматовой, который он писал маслом. Поэтесса, как и Борис Пастернак, и Осип Мандельштам, заглядывала в гости к родителям маленького Алеши - артистке МХАТа Нине Ольшанской и писателю Виктору Ардову, его отчиму.
- Учился рисовать юный Баталов тоже интересно. Он познакомился с художником Робертом Фальком.
И частенько захаживал к нему в мастерскую, которую тот оборудовал на чердаке парадной своего дома - квартирка была для этого слишком маленькая, - рассказывает Иван Цыбин. - И там он учил Баталова, как писать маслом, акварелью, гуашью.
Позже и сам актер стал героем художественных полотен. Причем весьма необычных.
- Отец его первой жены Ирины был художник Константин Ротов. Он придумывал иллюстрации к книгам «Приключения капитана Врангеля», «Старик Хоттабыч», «Три поросенка», «Золотой теленок». И работая над михалковским «Дядей Степой», он срисовал образ знаменитого милиционера с молодого Леши Баталова, - продолжает Иван Цыбин. - Если посмотрите на обложку детской книжечки тех времен, то четко увидите его лицо.
Ну и какой актер не мечтает стать режиссером? Баталов снял три фильма: «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок» по одноименному роману Достоевского.
- В «Игроке» герои делают ставки на рулетке. И, конечно, Баталова сразу обвинили в том, что он развращает советских актеров, заставляя их резаться в буржуазные игры в кадре, - вспоминает Цыбин. - Получилось снять лишь несколько эпизодов за два вечера. Потом все запретили. В последние годы Баталов не снимался, про любимого всеми актера почти забыли. И я рад, что в нашем фильме Алексей Баталов смог исполнить еще одну главную роль. На этот раз он играл самого себя.