Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Августин Милованов: «Моё имя – это загадка»

Народный артист Беларуси отметил восьмидесятилетие. Корреспонденту «СВ» юбиляр рассказал, почему уходить со сцены нужно вовремя

Фото: кадр из фильма "Каменская-2"

За характер и убедительность его называют белорусским Янковским, за ум и образованность – белорусским Далем. Его детство прошло под свистом сталинградских пуль и гранат, в городе на Волге начался и его путь к театру. Школьником Августин зачитывался Пушкиным и Чеховым, а также книгами по отечественной и зарубежной истории. Получив школьный аттестат, юноша устроился в областной драмтеатр помощником режиссера. Актерская игра настолько впечатлила Августина, что в какой-то момент он и сам решил освоить искусство перевоплощения.

– Однажды к нам приехала труппа из Бреста. Актеры рассказали, что в 1957 году в Минске студентов будет набирать известный театральный педагог Дмитрий Орлов, – рассказывает «СВ» Милованов. – Так я и рванул в Минск, в Белорусский театрально-художественный институт. Город очень понравился: тихий, спокойный, много зелени.

После учебы в 1961 году начинающий актер попал в витебский театр имени Якуба Коласа. Среди коллег Милованов отличался напористостью и харизмой. На областной сцене ему как будто не хватало размаха. Не выдержал, через год рванул обратно в Минск – в Национальный академический театр имени Янки Купалы, в котором проработал более полувека.

– Со студенческой скамьи я был упертый. Пока сверстники веселились, я работал. Но ничего не получилось бы, если бы не было таланта, который человек получает от родителей или Бога. Поэтому сразу могу сказать, что со мной никогда не случались театральные казусы, как это часто бывает у артистов: на сцене ее падал, слова не забывал, реквизит не терялся.

ПОКА АКТЕР СЛЫШИТ – СПЕКТАКЛЬ ЖИВ

… В украинском еврейском местечке живет бедный молочник Тевье. У его пяти дочерей единственный шанс вырваться из нищеты – удачное замужество. Отец семейства обращается за помощью к свахе, но дочки сами хотят решить свою судьбу... Если Милованова разбудить среди ночи, он наизусть расскажет каждый диалог и реплику как таблицу умножения. Главную роль Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» Григория Горина актер играл почти четверть века.

– Играть эту роль не надоело. Всегда был полный зал, мы не знали, что такое «не аншлаг». Как не утратить убедительность? Русский режиссёр Бори Эрин однажды сказал, что пока актер на сцене слышит, что ему говорит партнер, спектакль жив. Именно умение слушать друг друга спасает спектакль!

Российскому зрителю Милованов известен и по кинематографу. Это он в советской детской ленте «Бронзовая птица» сыграл художника-анархиста Кондратия Степановича, а в многосерийном фильме «Государственная граница» – известного революционного деятеля Вячеслава Менжинского.

– Также много работал с народным советским артистом Евгением Лебедевым. Вместе снимались в фильме-сказке «Пастух Янка» во Львове. Мы сразу подружились. Ни раз он бывал у меня в гостях, вместе ездили на рыбалку. Десять лет назад последний раз снимался с Регисом Адомайтисом в картине «Государственная граница», - рассказывает артист.

ОБ ИМЕНИ И ТЕАТРАЛЬНОЙ ЯМЕ

– Актеры стареют душой?

– Душой может и нет, но телом – обязательно. Смотреть дряхлого артиста на сцене – это ужасно. Думаешь, дойдет ли он до стула, повернется ли к зрителю. Нельзя так мучить зрителя, который моментально все чувствует! Нужно знать время, когда уходить. Я понял это в семьдесят пять лет, когда на трехчасовом спектакле мне стало плохо прямо на сцене. Тогда я сказал: все, это первые звоночки, пора на пенсию.

– Часто бывает, что артист играет однотипные роли. Многие называют это непрофессионализмом…

– Соглашусь. Актер должен уметь перевоплощаться: играть как положительных, так и отрицательных героев. Иначе в какой-то момент он просто становится невостребованным, идет в массовку. Как говорят театралы: спускаешься в яму.

– Изменился ли театр за последние тридцать-сорок лет?

– Режиссура стала знаковой – спектакль не переживают, а обозначают: на первом месте режиссер, а не актеры. Эта тенденция пошла от Мейерхольда и Любимова. Театральная трясина напрочь губит новые лица и таланты. К сожалению, утеряна школа Станиславского, который говорил: режиссер должен умереть в актере.

– Почему Вас назвали таким редким именем? И когда последний раз были на большой родине?

– Мое имя – для меня загадка, ведь родился я в июне. Отец перед уходом на войну сказал, родится сын – будет Августин. Ушел на фронт и не вернулся. Поэтому, когда мать выходила из роддома у меня уже было имя. В Волгограде не был с 1965 года. Правда, в лет семь назад ездили с супругой в тур по Волге – от Москвы до Астрахани и обратно. Родину видел проездом.

СЛОВО ХУДРУКУ


Любит природу и рыбалку

Николай Пинигин, художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы:

Августин Милованов – один из корифеев нашего театра. Интеллигентный человек, блестяще знающий литературу, театральное искусство, кино. Он сыграл более семидесяти ролей в театре – от простых людей до королей и монархов. С 2012 года Милованов не выходит на сцену, но регулярно приходит на юбилейные вечера. Как человек Августин очень любит природу: каждый год путешествует по Беларуси. Я с ним познакомился в 1985 году, когда пришел в театр. Августин – открытый человек. В первое же лето ездили с ним на рыбалку, катались на моторных лодках.