Писатель Дмитрий Миропольский: Мулявин и Шагал могут вдохновить на новый роман
Одним из хедлайнеров книжного фестиваля в Москве стал автор историко-приключенческого романа «Тайна трех государей»
ЗАВЛЕКАЛКИ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ
- Романы с продолжением были популярны еще в девятнадцатом веке. Ваш успех говорит о том, что традиция возрождается? Притом что нам уже давно предрекают смерть печатной прессы…
- Думаю, для настоящего успеха книга должна быть хорошей. А в нашем случае сыграла роль еще и грамотная комбинация современных носителей. Печатные газеты действительно умирают, но по-разному. Одни - как динозавры: перестают существовать - и все. Другие перерождаются, меняют формат, используют возможности интернета, обретают кроме бумажной еще аудио- и видеоформу... В этом смысле «КП» совершила невероятный прорыв и стала безусловным лидером на постсоветском пространстве. Мы запустили проект 14 марта, в Международный день числа «пи», когда начинается действие романа. Для читателей выпускаются видеоанонсы, тизеры и прочие завлекалки. Публикуются иллюстрированные главы на специальном сайте, а на радио «КП» звучат отрывки из аудио-книги. С апреля шестисотстраничное издание «Тайны трех государей» продается во всех газетных киосках России.
- В начале девяностых вы снимали документальные фильмы, в том числе о правлении Павла. «Тайна трех государей» - новое обращение к этому историческому персонажу. Чем он вас так заинтересовал?
- Император Павел - многогранная, редкая по драматизму фигура. Глава государства, успевший всего за четыре года провести и начать множество революционных преобразований. К тому же в конце XVIII - начале XIX века происходил феноменальный расцвет российских наук, начался «золотой век» отечественной литературы. Такой подъем духа и мысли просто не может не заинтересовать.
МОНИКА БЕЛЛУЧЧИ НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ
- В начале романа главные герои напоминают следователей из рядового криминального сериала, но постепенно поднимаются до высот Мегрэ и Пуаро…
- Все зависит от того, как воспринимать роман. Это и детектив, и политический триллер, и приключенческая книга, и бережно сложенная головоломка из реальных исторических событий. Читатель может выбрать какой-то один жанр, может наслаждаться всеми сразу или частями в произвольной комбинации. Как говорил Вольтер, все жанры хороши, кроме скучного. То же касается и героев.
- Если книгу возьмутся экранизировать, кого вы видите в главных ролях?
- Главное - актерский ансамбль. Участники, подобно музыкантам, должны действовать в одном темпе, стиле и жанре. Тогда зазвучит музыка. Иначе, как бы ни были хороши артисты по отдельности, в результате получится какофония. А дирижерами выступают режиссер и продюсеры, которые определяют формат фильма, основную идею, технические особенности... Ну и, конечно, важен бюджет: та же Моника Беллуччи визуально украсит любую картину, но обойдется дороже, чем несколько ментовских сериалов.
- Из героев белорусской истории кто мог бы вдохновить на новый роман?
- Беларусь богата замечательными личностями. Все интересны по-разному, и про каждого уже немало написано. Про гетмана Сапегу, автора первой европейской конституции. Про гимнастку Ольгу Корбут, чьи неповторимые выступления я помню с детства. Про первопечатника Франциска Скорину. Про чудесного музыканта Владимира Мулявина. Про художника-авангардиста Марка Шагала. Про лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова... Потенциальные герои историко-приключенческого романа есть в любое время.
- В Беларуси вам бывать доводилось?
- Конечно, и не раз - в Минске, Витебске, Орше, Гомеле... Каждый город хорош по-своему. Если издатели, политики или владельцы книжных сетей захотят устроить мои встречи с белорусскими читателями - всегда готов: с удовольствием прокачусь по знакомым местам и съезжу в новые для себя города.
О ЧЕМ КНИГА
Основное действие происходит в современном Петербурге, хотя затрагивает 2600 лет цивилизации. Молодой историк исследует странное сходство в биографиях и правлении трех российских государей - Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Своими догадками он делится с отставным военным, который спасает историка от покушения. С этого момента им приходится разгадывать величайшую тайну всех времен, ускользая от сотрудников секретных служб, адептов мистических орденов и лидеров мировой закулисы.
ДОСЬЕ «СВ»
Дмитрий Миропольский родился в 1964 году в Ленинграде. Учился на химфаке Ленинградского Технологического института. Занимался бизнесом, рекламой и политтехнологиями. Работал на радио, телевидении, в Госдуме и правительстве Ленинградской области. Написал романы «1814/Восемнадцать-четырнадцать» и «1916/Война и Мир». Сценарист кинофильмов «Суженый-ряженый» и «1814», а также телесериалов, среди которых «Гостиница «Россия». Первая среди равных» и «Сто дней свободы».
МАСТЕР-КЛАСС
«Овуляшки» и Царица ночи в помощь
- Бельгийские режиссеры-реалисты братья Дарденн сюжеты картин ищут в рубрике «Происшествия» ежедневных газет. К такому методу не прибегали?
- Вероятно, пишущие о насекомых могут черпать вдохновение и материал в энтомологических изданиях, а пишущие о материнстве и детстве - на интернет-форуме «Овуляшки». Любой метод может быть эффективным: кому-то удобно работать так, кому-то эдак. Сюжеты из газет - не мой путь.
Для любого человека, не обязательно пишущего, картина мира формируется из кусочков информации, которые откладываются в памяти: что-то заинтересовало, что-то тронуло... Просто все зависит от приоритетов. Одних больше интересует количество погибших при крушении поезда, других - кактус Царица Ночи, который каждый год лишь на несколько часов расцветает в петербургском Ботаническом саду. У классика хорошо сказано: «Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик».
- Как вы относитесь к способности внимательного читателя разгадать секреты детектива, не дожиаясь финала?
- В романе «Тайна трех государей» детективная линия - очень сильная, хотя и не единственная. Само собой, читатели пытаются опередить ход событий и нащупать разгадку раньше, чем до нее доберется автор. Подвох в том, что у меня по мере развития сюжета конечная цель расследования несколько раз оказывается промежуточной, так что героям - и читателю вслед за ними - приходится снова и снова распутывать клубок загадок чуть ли не с самого начала. Интрига остается напряженной до последней страницы, и того, кто раньше времени скажет: «Ну вот, я так и знал!», ждет немало сюрпризов. Поэтому не советую торопиться с выводами - и самонадеянно полагаю, что предугадать развязку «Тайны трех государей» никому из читателей не удастся.