САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Наталья Гайда, народная артистка Беларуси: Чтобы петь в минской оперетте, выучила белорусский язык

Прима Государственного музыкального театра родом  с Урала, переехала в Минск за мужем, а в результате там ее ждала блестящая карьера. Она и сейчас находится в прекрасной творческой форме и не скрывает своего возраста

У знаменитой актрисы много ярких ролей, одна из них знаменитая Сильва. Фото: Сергей Сулай

Наталья Гайда родилась в мае. Белорусский поэт Владимир Коризна посвятил ей стихи, где есть строчка: «Вы родом из весны». Другой автор, Геннадий Буравкин, добавил: «Бог сделал вам три подарка. Создал красивой женщиной, подарил прекрасный голос и ум».

На традиционный вопрос о том, как удается поддерживать хорошую физическую форму, Гайда отвечает:

- В душе мы не чувствуем свой возраст. Мы до старости девочки, особенно в оперетте. Хотя на сцене все иначе, теперь уже бабушек приходится играть или мою любимую черепаху Тортиллу. Но отвечу словами романса Клавдии Шульженко: «Надо просто не стареть».

Песни и романсы из репертуара Клавдии Шульженко и Изабеллы Юрьевой составили концертную программу Гайды в «Музыкальной гостиной» Татьяны Старченко. Что-то вроде хобби за пределами родного театра. В названиях романсов вся ее жизнь.



«НЕМНОЖКО О СЕБЕ»
(Муз. Е. Жарковского, сл. Д. Седых)

- Родилась в Свердловске. С четырех лет пела и танцевала «Яблочко». После войны уехали в Иркутск. Там впервые школьницей попала в театр и заболела им. Но поступать решила в юридический институт, потому что дважды провалилась в Москве, в Гнесинке. После трех курсов юридического прошла в Уральскую консерваторию. Училась параллельно и успела поработать юристом. Но музыка победила. С 1965 года - солистка Свердловского театра оперы и балета. За четыре года спела пятнадцать партий.

«МОЛЧАНИЕ»
(Муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского)

- Помните, как там: «…ведь порою и молчанье нам понятней всяких слов». Родители долго не рассказывали о нашей фамилии Гайда. Дедушка - венгр, попал в Россию как военнопленный. Женился на бабушке. В Венгрию не вернулся, но сыну завещал не менять фамилию. Мой отец тоже попросил меня остаться Гайдой, хотя мы с Бастриковым прожили больше 40 лет.

«ЛЮБЛЮ»
(Муз. Е. Розенфельда, сл. Н. Венгерской)

- Когда выходила замуж, предупредила: стоять у плиты не буду, готовить не люблю. Сначала Юра протестовал, не хотел принять систему общепита. Потом сам научился прекрасно готовить. Мама называла его королевским баритоном и королевским шеф-поваром. А вот поесть я люблю. Диет не соблюдаю. Ела все, что готовил муж, и похваливала. За роли иногда критиковала, а он меня всегда хвалил. Сейчас после его смерти все больше осознаю, какой счастливой и любимой была. Сказала бы романсом А. Островского: «Если можешь, прости». Да вот некому. У дочери своя жизнь. Моя радость - внуки.

«ДАВАЙ ЗАКУРИМ»
(Муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля)

Коллеги Гайды рассказывают, что темперамент у нее яркий. Может завести любой зал. И вообще она любит эксперименты. Недавно освоила кастаньеты, чтобы был настоящий испанский колорит:

- С ними я раньше никогда не пела. А тут просто надела их правильно и стала отбивать ритм. А вообще я всегда была девушка танцующая. В нашем театре очень сильная балетная труппа. Режиссеры считали, что я могу работать с ними на равных. Семен Штейн, с которым много работала, говорил, что я танцевальная, пластичная. «Гайда - это суть оперетты». Разве можно после этого курить, выпивать или плевать на ежедневные тренировки?

«ВАША ЗАПИСКА»
(Муз. Н. Бродского, сл. П. Германа)

Точнее, письмо. Еще точнее - приглашение ее мужа Юрия Бастрикова на работу в Белорусский театр оперы и балета.

Он написал: «Минск - потрясающий город. Здесь цветут каштаны. У нас на Урале их нет. В магазинах все есть. Полный коммунизм». С ним, королевским баритоном, она ехала в Беларусь, как приложение к мужу. Год поработала, и ее пригласили в только что созданную оперетту. Уже 47 лет она - неизменная солистка. Поет Сильву, Марицу, Джулию, Чаниту, Элизу Дулитл, Пенелопу, Роксану, Памеллу, Пепиту, герцогиню Мальборо, словом, весь классический репертуар. Особая тема - оперетты на белорусском языке.

- Я понимала, что освою язык, если буду находиться в белорусскоговорящей среде. Стала покупать и читать белорусские книги, ходить в театр имени Янки Купалы. Композитор Юрий Семеняко написал для нас пять оперетт, и во всех я играла. Любимой была «Павлинка», музыку которой он посвятил мне.

«СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ»
(Муз. О. Строка, сл. неизвестного автора)

Прежде актера делало популярным кино. Сейчас - телевидение и реклама. Наталья Гайда на экране не мелькает, хотя известностью не обделена. Почему?

- Только однажды, давно, еще в Свердловске снималась в телепроекте, и все мне активно не нравилось. Не полюбила я себя на экране. А возможно, дело в другом. Зритель сейчас устает от жизни и приходит театр, чтобы попасть в другую гармоничную реальность. Ему хочется позитива. И театр должен быть энергетически полезен людям. Делать это непросто. Очень затратно. Искусство нашего музыкального театра радостное, легкое, часто комедийное. Я очень работоспособная и предана своему театру. Люблю репетировать, потому что можно пробовать что-то преодолеть, испытать полную свободу. Не надо отвлекаться. Даже ради денег.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
(Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Лисянского)

Многие годы публика шла в Музыкальный театр исключительно на Гайду. Знаковая фигура. Очень известная во всей Беларуси. С 2012-го
в театре даже проходил фестиваль «Наталия Гайда приглашает». Три года его устраивали в Минске, приезжало много артистов из России: из Иркутска, Красноярска, Петрозаводска, Екатеринбурга. Фактически это были большие обменные гастроли.

- Я очень горжусь, что руководство театра использовало мое имя для налаживания культурных связей. По финансовым причинам этот проект остановился, но верю, что он возродится. А пока все еще активно занята в репертуаре и продолжаю свою концертную деятельность. До осени далеко. Работа в радость. Желание трудиться есть. Все еще, как в молодости, хочется радоваться жизни и петь про «частицу черта» - как в «Сильве».

Справка «СВ»

Наталья Гайда родилась 1 мая 1939 года в Свердловске. Окончила вокальное отделение Уральской консерватории имени Мусоргского. Уже студенткой четвертого курса начала появляться на сцене Свердловского театра оперы и балета. С 1970 года - солистка Белорусского государственного академического музыкального театра. В творческом репертуаре более сорока ведущих партий в опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Народная артистка Белорусской ССР.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также