САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Наталья Гайда, народная артистка Беларуси: Чтобы петь в минской оперетте, выучила белорусский язык

Прима Государственного музыкального театра родом  с Урала, переехала в Минск за мужем, а в результате там ее ждала блестящая карьера. Она и сейчас находится в прекрасной творческой форме и не скрывает своего возраста

У знаменитой актрисы много ярких ролей, одна из них знаменитая Сильва. Фото: Сергей Сулай

Наталья Гайда родилась в мае. Белорусский поэт Владимир Коризна посвятил ей стихи, где есть строчка: «Вы родом из весны». Другой автор, Геннадий Буравкин, добавил: «Бог сделал вам три подарка. Создал красивой женщиной, подарил прекрасный голос и ум».

На традиционный вопрос о том, как удается поддерживать хорошую физическую форму, Гайда отвечает:

- В душе мы не чувствуем свой возраст. Мы до старости девочки, особенно в оперетте. Хотя на сцене все иначе, теперь уже бабушек приходится играть или мою любимую черепаху Тортиллу. Но отвечу словами романса Клавдии Шульженко: «Надо просто не стареть».

Песни и романсы из репертуара Клавдии Шульженко и Изабеллы Юрьевой составили концертную программу Гайды в «Музыкальной гостиной» Татьяны Старченко. Что-то вроде хобби за пределами родного театра. В названиях романсов вся ее жизнь.



«НЕМНОЖКО О СЕБЕ»
(Муз. Е. Жарковского, сл. Д. Седых)

- Родилась в Свердловске. С четырех лет пела и танцевала «Яблочко». После войны уехали в Иркутск. Там впервые школьницей попала в театр и заболела им. Но поступать решила в юридический институт, потому что дважды провалилась в Москве, в Гнесинке. После трех курсов юридического прошла в Уральскую консерваторию. Училась параллельно и успела поработать юристом. Но музыка победила. С 1965 года - солистка Свердловского театра оперы и балета. За четыре года спела пятнадцать партий.

«МОЛЧАНИЕ»
(Муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского)

- Помните, как там: «…ведь порою и молчанье нам понятней всяких слов». Родители долго не рассказывали о нашей фамилии Гайда. Дедушка - венгр, попал в Россию как военнопленный. Женился на бабушке. В Венгрию не вернулся, но сыну завещал не менять фамилию. Мой отец тоже попросил меня остаться Гайдой, хотя мы с Бастриковым прожили больше 40 лет.

«ЛЮБЛЮ»
(Муз. Е. Розенфельда, сл. Н. Венгерской)

- Когда выходила замуж, предупредила: стоять у плиты не буду, готовить не люблю. Сначала Юра протестовал, не хотел принять систему общепита. Потом сам научился прекрасно готовить. Мама называла его королевским баритоном и королевским шеф-поваром. А вот поесть я люблю. Диет не соблюдаю. Ела все, что готовил муж, и похваливала. За роли иногда критиковала, а он меня всегда хвалил. Сейчас после его смерти все больше осознаю, какой счастливой и любимой была. Сказала бы романсом А. Островского: «Если можешь, прости». Да вот некому. У дочери своя жизнь. Моя радость - внуки.

«ДАВАЙ ЗАКУРИМ»
(Муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля)

Коллеги Гайды рассказывают, что темперамент у нее яркий. Может завести любой зал. И вообще она любит эксперименты. Недавно освоила кастаньеты, чтобы был настоящий испанский колорит:

- С ними я раньше никогда не пела. А тут просто надела их правильно и стала отбивать ритм. А вообще я всегда была девушка танцующая. В нашем театре очень сильная балетная труппа. Режиссеры считали, что я могу работать с ними на равных. Семен Штейн, с которым много работала, говорил, что я танцевальная, пластичная. «Гайда - это суть оперетты». Разве можно после этого курить, выпивать или плевать на ежедневные тренировки?

«ВАША ЗАПИСКА»
(Муз. Н. Бродского, сл. П. Германа)

Точнее, письмо. Еще точнее - приглашение ее мужа Юрия Бастрикова на работу в Белорусский театр оперы и балета.

Он написал: «Минск - потрясающий город. Здесь цветут каштаны. У нас на Урале их нет. В магазинах все есть. Полный коммунизм». С ним, королевским баритоном, она ехала в Беларусь, как приложение к мужу. Год поработала, и ее пригласили в только что созданную оперетту. Уже 47 лет она - неизменная солистка. Поет Сильву, Марицу, Джулию, Чаниту, Элизу Дулитл, Пенелопу, Роксану, Памеллу, Пепиту, герцогиню Мальборо, словом, весь классический репертуар. Особая тема - оперетты на белорусском языке.

- Я понимала, что освою язык, если буду находиться в белорусскоговорящей среде. Стала покупать и читать белорусские книги, ходить в театр имени Янки Купалы. Композитор Юрий Семеняко написал для нас пять оперетт, и во всех я играла. Любимой была «Павлинка», музыку которой он посвятил мне.

«СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ»
(Муз. О. Строка, сл. неизвестного автора)

Прежде актера делало популярным кино. Сейчас - телевидение и реклама. Наталья Гайда на экране не мелькает, хотя известностью не обделена. Почему?

- Только однажды, давно, еще в Свердловске снималась в телепроекте, и все мне активно не нравилось. Не полюбила я себя на экране. А возможно, дело в другом. Зритель сейчас устает от жизни и приходит театр, чтобы попасть в другую гармоничную реальность. Ему хочется позитива. И театр должен быть энергетически полезен людям. Делать это непросто. Очень затратно. Искусство нашего музыкального театра радостное, легкое, часто комедийное. Я очень работоспособная и предана своему театру. Люблю репетировать, потому что можно пробовать что-то преодолеть, испытать полную свободу. Не надо отвлекаться. Даже ради денег.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
(Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Лисянского)

Многие годы публика шла в Музыкальный театр исключительно на Гайду. Знаковая фигура. Очень известная во всей Беларуси. С 2012-го
в театре даже проходил фестиваль «Наталия Гайда приглашает». Три года его устраивали в Минске, приезжало много артистов из России: из Иркутска, Красноярска, Петрозаводска, Екатеринбурга. Фактически это были большие обменные гастроли.

- Я очень горжусь, что руководство театра использовало мое имя для налаживания культурных связей. По финансовым причинам этот проект остановился, но верю, что он возродится. А пока все еще активно занята в репертуаре и продолжаю свою концертную деятельность. До осени далеко. Работа в радость. Желание трудиться есть. Все еще, как в молодости, хочется радоваться жизни и петь про «частицу черта» - как в «Сильве».

Справка «СВ»

Наталья Гайда родилась 1 мая 1939 года в Свердловске. Окончила вокальное отделение Уральской консерватории имени Мусоргского. Уже студенткой четвертого курса начала появляться на сцене Свердловского театра оперы и балета. С 1970 года - солистка Белорусского государственного академического музыкального театра. В творческом репертуаре более сорока ведущих партий в опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Народная артистка Белорусской ССР.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также