Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Московское лето украсит венецианская троица

С 9 июня по 20 августа в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) покажут шедевры Тициана, Тинторетто и Веронезе

Паоло Веронезе (1528–1588). Воскресение Христа. Около 1580. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Венеция и эпоха Возрождения - эта формула в воображении человека, близкого к культуре, вызовет ассоциации с бурным расцветом искусства живописи. «Золотым веком Ренессанса» называют творчество трех великих венецианцев XVI века – Тициана, Тинторетто и Веронезе. Их работы рассредоточены в крупнейших музеях мира. Работ Тициана, например, больше всего в Мадриде, в музее Прадо, а не в самой Венеции. Несколько десятков полотен встретятся в Москве.

- В экспозиции будет представлено 25 крупных работ художников из разных итальянских музеев, а также из нашего музея, Эрмитажа и частного собрания, - рассказала директор ГМИИ Марина Лошак. - Зрителям будет предоставлена уникальная возможность увидеть картины гениев, полученные из итальянских крупных музеев и церквей, рядом, многие из них впервые покидают пределы Италии. Даже приехав в Италию, вы не сможете увидеть все шедевры: расположены они в разных местах. «Саломея» Тициана из собрания частной Галереи Дория-Памфили - в Риме. «Тайная вечеря» из церкви Сан Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро и «Оплакивание» Тинторетто - в венецианской Галерее Академии. «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда - в Турине.

Организаторы приготовили сюрпризы для зрителей. На выставке будет «Воскресение Христа» Паоло Веронезе из собрания ГМИИ – картина после долгой реставрации, в результате которой вещь преобразовалась в подлинную жемчужину.

21419_mainfoto1_03.jpg
Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1515. Рим

И еще одна сенсация - композиция Тициана «Венера и Адонис», важнейшая работа художника. Его авторство признано лишь недавно – это доказала доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова. Кроме того, в экспозиции будет две картины из Эрмитажа – «Святой Георгий с принцессой» Якопо Тинторетто и «Портрет неизвестного», написанный его сыном и помощником Доменико Тинторетто.
Кураторы выставки – из ГМИИ Виктория Маркова, с итальянской стороны – Томас Далла Коста из Веронского университета. Научный руководитель – профессор Бернард Айкема из этого же университета. Выставка организована при содействии Посольства Италии в Москве и лично посла Чезаре Марии Рагальини, которому мы бесконечно благодарны.

В свою очередь, Микеле Томмази, временно исполняющий обязанности посла Италии в РФ, поблагодарил сотрудников ГМИИ, активно продвигающих итальянскую культуру. Его поразило, какие огромные очереди выстраивались на выставку Рафаэля холодными зимними утрами четыре месяца назад.


 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова рассказывает, как возникла идея выставки.

  - Рафаэль - ключевая фигура в искусстве Ренессанса. Именно он подарил европейской культуре понятие идеала. Венецианцы оказались как бы в тени «римско-тосканской линии» - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Хотя Тициан, безусловно, с ними на равных. В венецианском Возрождении остается главное - высокое представление о человеке. Венецианцы воспринимали человека в контексте мира, большое значение имел пейзаж. Своеобразие венецианского Возрождения формировалось именно в творчестве Тициана, в 30-е годы XVI века он становится главной фигурой в живописи Венеции.

А в 50-е появляются два молодых гения – Тинторетто и Веронезе, и Тициан, который всегда боролся за лидерство, покровительствует им. И даже награждает Веронезе в Библиотеке Сан-Марко золотым ожерельем, признав своим продолжателем.
  
Без этой триады было бы невозможно творчество Рубенса, Пуссена, Веласкеса. Тициан изменил язык живописи: если в Тоскане и Риме начинали с рисунка, многоэтапной подготовки, он, с палитрой и кистью, подходил к холсту и сразу начинал писать. Этот метод стал общепринятым в XVIII-XIX веках.