На фестиваль пойду – спляшу под дуду
Первый международный этно-музыкальный форум «Дударскі рэй»* собрал гостей со всей Европы
ДЕЙСТВУЙ, СЕСТРА
Только услышишь про волынку, и сразу возникает образ: клетчатые килты, гетры и традиционные береты на головах суровых северян. Между тем у популярного шотландского инструмента есть белорусская сестра. И поет она не хуже. Да и вообще свои версии «музыкального меха» есть в традициях многих народов Европы. Потому на фестиваль в город Глубокое на Витебщине приехали дудари из Чехии, Польши, Бельгии и России. Ну и из Шотландии, само собой.
Музыкант Линдсей Дэйвидсон на родине большая знаменитость, дудит в популярном оркестре и нередко выступает дуэтом со своей женой-арфисткой. Покорил всех своим мастерством на битве импровизаций, где каждый на ходу придумывает мелодию.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ...
В Глубокое преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории Дмитрий Демин добирался почти сутки:
- Здесь родился, но бываю не так уж часто. Фестиваль - отличный повод повидаться с родными, сыграть для земляков. С дудой давняя любовь. Как-то на гастролях увидел эстонскую волынку - и началось. Смастерил похожий инструмент, освоил его. Моей волынке около тридцати лет, а звучит как новенькая.
- Сложно сделать?
- Почти месяц возиться. Раньше мешки для волынки делали из телячьей или козьей шкуры. Теперь используют современные влагоустойчивые материалы. Но трубки по старинке вырезают из клена и яблони. Отличий у дуды от волынки не так уж много. У «шотландки» три бурдона (задние трубки) лежат на плече у музыканта и при игре смотрят вверх. А белорусская дуда бывает с одним, двумя или тремя бурдонами, которые направлены вниз.
Петр Совъяк проехал тысячу километров, чтобы познакомить белорусов с чешской музыкой. Фото: Диана Берникович.
БРЕНД ДЛЯ ГОРОДА
Самый необычный концерт дудари устроили в костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в деревне Удело.
- В Польше, Словакии, Германии дуду-волынку часто можно услышать в храмах. Особенно в костелах, где нет органа. Эти инструменты схожи по звуку, - рассказывает организатор фестиваля Виталий Воронов. - А в Беларуси ни один из обычаев наших предков - «калядаванне», ярмарка-кирмаш или сбор урожая - не обходился без дуды. Сегодня инструмент незаслуженно забыт. Посмотрите, как шотландцы гордятся своей волынкой, чем мы хуже? Дуда должна стать брендом нашего города и всей Беларуси.
От средневековья к тяжелому року
Первое упоминание о дуде-волыне на землях Белой Руси относится к XV веку. Но, судя по всему, инструмент знали и раньше: по преданиям, ее делали в канун Рождества из шкуры козы, которую приносили в жертву. Жил инструмент год. Затем его разбивали о дуб.
Предки верили, если свирель сделать из дерева, поваленного бурей, петь она будет звонче. Самой старой сохранившейся дуде в Беларуси - 140 лет, увидеть ее можно в Лепельском краеведческом музее.
В 1925 году белорусских музыкантов по предложению наркома культуры Луначарского отправили на выставку в Париж. Французы были в восторге, упрашивали передать инструменты в парижские музеи. Потом про волынку забыли и вспомнили только в 1970-х. По старинным книгам и чудом сохранившимся раритетам энтузиасты воссоздавали музыкальный мех.
Даже знаменитый лидер «Песняров» Владимир Мулявин часто использовал этот инструмент, чтобы передавать фольклорные мотивы. Сегодня на концертах и фестивалях дуда звучит и в средневековых мелодиях, и в современных ритмах в стиле рок.
___________________________
* Дуда задает тон. - бел.